SHIHO HAI

ГЛАВНАЯ

НОВОСТИ

АРХИВ

СЛОВАРЬ

ГАЛЕРЕЯ

ЧаВО

ССЫЛКИ

ГОСТЕВАЯ

ХАРВИ КЕНИГСБЕРГ
HARVEY KONIGSBERG

Это интервью с Харви Кенигсбергом (6 дан) - главным инструктором Айкидо в Вудстоке. Вопросы задают Питер Бернаф (Peter Bernath) (6 дан) - главный инструктор Florida Aikikai и Лоуелл Миллер (Lowell Miller) (3 дан) - помощник инструктора Айкидо в Вудстоке. Перевод на русский язык - Сергей Ушаковский.

ЧАСТЬ 1

Вопрос: Харви, все давно хотят узнать о том, как вы начали изучать Айкидо.

Ответ: Мой приятель Гарри Маккормик (Harry McCormick) начал заниматься айкидо на шесть месяцев раньше, чем я и именно он привел меня в Нью-Йорк Айкикай. Когда я пришел, я увидел Ямаду сенсея (Yamada Sensei), в то время ему было только около 30 лет. Коити Тохей сенсей (Koichi Tohei Sensei)из Хомбу Додзе также был там. В тот период он несколько месяцев жил в Нью-Йорке. До этого я ничего подобного не видел. Я был очарован и позже пришел с другим другом, чтобы серьезно заниматься Айкидо.

В: Я не думаю, что у многих людей был шанс увидеть Коити Тохея. Что Вы увидели? Чему Вы у него научились?

О: Когда я начал заниматься Айкидо, у меня уже был опыт занятий боксом, но это было на любительском уровне. Я посещал различные боксерские залы с 16 лет. Я любил движение… Я любил действие. Дзюдо было довольно популярно тогда, но оно мне не нравилось. Позже появилось карате и стало популярным, но я все равно предпочитал бокс. Когда я увидел Айкидо, оно полностью меня захватило. Наблюдая за Ямадой сенсеем и Тохеем сенсеем, я был по-настоящему заинтригован. Движения казались очень свободными, емкими, красивыми и очень мощными. Я бы сказал, что я получил от Тохея то ментальное отношение, которое он всегда старался выделить. Это остается со мной и сегодня - вещи, которые он говорил о расслаблении, о концентрации на одной точке и о расширении. В течение ряда лет после этого я просто практиковал эти вещи. Движения Ямада сенсея были такими динамичными, мощными и емкими, что я просто "попался на удочку".

В: У Тохея были какие-нибудь присказки?

О: Да, конечно. Он говорил "Я Тохей " /смеется/. Это была его присказка. Нью-Йорк Айкикай был в то время сродни ежедневному походу в кино. Додзе было свободно для всех, в том смысле, что это был маленький клуб и тренировки были очень интенсивными. Когда я начал заниматься, я думаю, люди считали, что я в клубе уже долгое время. Никто не предполагал, что я новичок. Я уверен, что мои движения не были правильны. Просто я выглядел так, как будто я один из группы и это была "дикая" группа. Никто не учил меня, как кувыркаться; каждый день я приходил и надеялся, что мы не будем кувыркаться. Я приземлялся на голову, на плечи, но, тем не менее, я выжил. Я думаю прошли месяцы перед тем, как кто-то спросил меня "Ты же не умеешь кувыркаться, не правда ли?". И я сказал "Да, это правда". Я вспоминаю, что однажды, когда я начинал, ко мне подошел сенсей и спросил "Ты умеешь падать?" Я ответил "Да, умею". Он не спросил меня, умею ли я кувыркаться, и я думал, что он спросил меня просто умею ли я падать. Поэтому я продолжал падать, потому что это было то, что я умел делать.

В: Как часто Вы тогда тренировались?

О: Когда я начинал, моя картинная галерея была прямо за углом додзе, и я ходил на занятия несколько раз в неделю. Тогда я не посещал занятия так часто как хотел, я был очень занят художественными выставками. Примерно через год или два мы переехали в Монреаль. Когда мы оказались там, я вдруг с ужасом осознал, что в Монреале нет Айкидо. Поэтому я начал тренироваться с Массимо (Massimo), который тогда только переехал в Монреаль и открыл там клуб Айкидо. С тех пор я посещал занятия так часто, как только мог. И потом, примерно раз в месяц я ездил в Нью-Йорк для того, чтобы продать картины и потренироваться. Я жил в Монреале два года. Затем в 1968 или 1969 году мы вернулись в Нью-Йорк, и я стал тренироваться 7 дней в неделю.

В: Как вы считаете, если кто-то хочет достичь определенного прогресса, он должен заниматься каждый день или даже чаще чем раз в день?

О: Я думаю, если вы тренируетесь раз в день, вы можете добиться хороших результатов. Необходимы добросовестные ежедневные тренировки. Думаю, что лучше сделать что-то один раз добросовестно, чем сто раз механически.

В: Считаете ли вы, что вы должны быть хорошо физически подготовлены для того, чтобы достичь высокого уровня?

О: Нет. Некоторые из лучших, некоторые из людей, которые наиболее продвинуты, в своей жизни не сделал ничего по-настоящему физически обременительного. Они достигают определенного равновесия в том, что делают за счет разума, тела, духа и других подобных вещей. У них нет предвзятых представлений, они не полагаются на что-то, что было заранее сформулировано или имеет определенную структуру. Это очень индивидуально и замечательно наблюдать за тем, что могут и чего достигают люди.

В: Я замечал подобные вещи. Ученики, которые начинают понимать что-то через две секунды очень часто не способны удержать это в себе, а те, кому требуется затратить намного больше усилий, сохраняют это и через 20 лет.

О: Да, в этом есть глубокий смысл. Иногда люди изучают движение, но не пытаются постигнуть того, что находится за этим движением. Я не хочу противоречить тому, что я до этого говорил, но смысл в том, что даже у людей, которые продолжают и продолжают тренироваться, движения сами по себе начинают каким-то образом питать психику и тело. Они питают личность. Когда я начал заниматься Айкидо, а затем переехал и резко прекратил тренировки, я начал представлять себе как я выполняю некоторые движения. Это было провалом в некую бессознательную сферу и при этом каким-то необычным странным образом.

В: Это та идея, о которой говорили другие сенсеи - движения подпитывают на бессознательном уровне.

О: Да я уверен что об этом уже говорили. Это достаточно естественно. Для меня это как факт о том, что движения так естественны, что если ты однажды прекратишь их выполнение - твоему телу не будет их хватать. Также очень важна и связь с другими людьми, которую ты приобретаешь. Связь - основа жизни. Секрет в том, что ты достигаешь гармонии, становишься связанным на определенном уровне с тем, что ты делаешь. Если ты музыкант, ты связан со своим инструментом. Если художник, ты связан с материалами и инструментами - так создается искусство. Это особая связь между элементами.

В: Как художник, чтобы вы ответите людям, которые говорят, что боевые искусства это не искусства, а определенная форма физических упражнений.

О: В качестве аналогии очень хорошо использовать музыку. В музыке есть гаммы, в повторении которых необходимо постоянно упражняться. Если вы художник - вы постоянно практикуетесь в рисовании. Это упражнения. Когда вы проходите эту ступень вы приобретаете определенный уровень спонтанности в выполнении действий. Наши упражнения дают нам то, что можно назвать "словарем". В конце концов, все эти упражнения оказываются у нас, что называется "на кончиках пальцев". О-Сенсей говорил: "Выучи и забудь" и он имел в виду отнюдь не болезнь Альцгеймера. Суть в том, что ты выучиваешь что-то, затем не практикуешь это, но рано или поздно это появляется в тебе. Ты выучиваешь это до уровня, что оно переходит в другую часть твоего сознания и ты перестаешь об этом думать. Это действует в тебе и создает движение. Это естественно. Я всегда находил в этом такие же различия, как различия между ремеслом, упражнением и искусством. Спонтанность - это хаос. Но когда спонтанность имеет некое направление и связанность - это уже не хаос. Когда это спонтанность обличена в определенную форму - это искусство.

В: Некоторые, сравнивая искусство и ремесло, говорят, что в случае искусства результат непредсказуем.

О: Вас не должен волновать результат. Когда я преподаю, иногда я делаю особый упор на этом. По существу вы должны приходить каждый день и учить техники, потому что это наши "слова", это наш словарь. Когда вы выполняете их, вы выполняете их не на ком-то. Вы выполняете их с кем-то. И вы не знаете точно, какой будет конечная точка. Это замкнутый круг. Вы падаете и поднимаетесь, падаете и поднимаетесь. Нас часто спрашивают "Зачем вы тренируетесь?" и этот вопрос очень похож на вопрос "Зачем вы живете?". "Нам это нравится!" Обычно человек имеет конечную цель и выглядит она следующим образом: "Я сейчас делаю это для того, чтобы затем я смог сделать то". Но на самом деле, занимаясь любым искусством, вы делаете это ради самого искусства. Как художник, вы выполняете свою работу, рисуете картины, а затем просто откладываете их. Лучше всего продать картины, но если вы не можете этого сделать, вы просто прячете их.

В: Дошу (Doshu) недавно ушел из жизни, вы практиковали Айкидо когда ушел из жизни О-Сенсей. Мне всегда было интересно узнать, что вы думаете об этом?

О: Я помню, как была организована Международная Федерация Айкидо (IAF). Мы поехали на второе собрание федерации на Гавайях. В то время я был генеральным секретарем Федерации Айкидо США (USAF). Гарри и я поехали вместе. Там были большие показательные выступления, в которых принимал участие и Дошу. Все сенсеи были там: Ямагути сенсей (Yamaguchi Sensei), Ширата сенсей (Shirata Sensei). Это было очень впечатляюще. Мы с Гарри тоже участвовали в показательных выступлениях, и Ямада сенсей был нами очень доволен. После этого, когда мы были в отеле, Дошу подошел к нам и пожал руки. Это было очень теплое, очень трогательное, очень особое чувство. Это была очень интересная поездка. Там был Ширата сенсей, который был в то время самым старым из живущих в то время учеников О-Сенсея. Занятия сначала проводил старый сенсей, а затем молодой сенсей, такой как, например, Асаи сенсей (Asai Sensei), который намного моложе Ширата сенсея. Это давало огромные возможности для сравнения этих совершенно разных сенсеев, этих Сиханов. Это делало занятия по-настоящему интересными и восхитительными. Сначала вы присутствовали на занятии, требовавшем физической выносливости, а затем неожиданно вы попадали на занятие, которое проводил, например, Ширата сенсей, движения которого выглядели очень просто, но вы практически не могли уследить за тем, что он делает и была необходима очень большая концентрация для того, чтобы повторить его движения. Я вспоминаю его показательное выступление - это было поистине восхитительно. Тогда ему было 70. Он поднялся на сцену и начал выполнять suwariwaza с боккеном. Он выполнял все очень медленно и методично и я, сидя в зале, думал "О, как прекрасно, что такой старый человек может выполнять такие вещи". Затем вдруг я услышал "киай". Звук исходил от него. Он подпрыгнул из этого положения, не знаю как высоко. Это выглядело как выпущенный на волю демон и он превратился совсем в другого человека. Это было очень впечатляюще и заставило меня переосмыслить многое.

В: В Вудстоке мы много времени уделяем свободной работе и мне кажется, что свободная работа лежит в основе того, что О-Сенсей говорил об изучении и забывании.

О: Я делаю это потому, что мне нравится делать это. Этот аспект тренировок Айкидо доставляет мне большую радость. В этом есть особое равновесие - в атаках, которые мы проводим, в движениях и техниках, которые мы выполняем. Вот почему я уделяю этому большое внимание, начиная со второго кю. Я остановился на этой точке, потому что я считаю, что, начиная с этого уровня люди должны начать получать новые идеи относительно движения, а не полагаться на просмотр отдельных техник и удержания их в своем сознании. Они должны быть готовы в соответствии с ситуацией либо двигаться с выполнением определенной техники, либо пропустить ее мимо себя, или сделать что-то еще. Это то, что я делаю. Когда я тренирую, я всегда делаю это. Даже много лет назад в Нью-Йорк Айкикай мы собирались и занимались свободной работой после занятий. Очень многих интересовал этот аспект тренировок. Что касается меня, то я уделяю этому некоторое время каждый день. Даже если я очень устал, я посвящу этому две минуты после занятий, только для того, чтобы почувствовать движение, круговое движение и освобождение.

В: Другими словами постоянное выполнение вами свободной работы это просто следствие вашей симпатии к этому аспекту тренировок?

О: Я думаю это лишь направление движения. Есть различные варианты тренировок. Вы тренируетесь по-разному в силу различных причин. Каждый раз когда вы тренируетесь различными способами у вас должна быть в сознании цель Вашей тренировки. Иначе лучше просто прекратить и заняться чем-либо еще. Если показывается определенная техника, вы обязаны выучить ее механизм и принцип действия и применять ее. Если вы будете так поступать, тогда на определенном уровне вы поймете почему вы выполняете эту технику именно так. Но когда вы выполняете свободную работу, вы должны применить технику, как только появляется возможность ее выполнения. Вы должны выполнить ее только в случае если такая возможность есть. В противном случае техника не выполняется. Это очень просто, если вы перестаете концентрироваться на том, что вам необходимо выполнить определенные техники.

 

***ЧАСТЬ 2***


© 2002-2006 Sergey Ushakovsky

Сайт управляется системой uCoz