SHIHO HAI

ГЛАВНАЯ

НОВОСТИ

АРХИВ

СЛОВАРЬ

ГАЛЕРЕЯ

ЧаВО

ССЫЛКИ

ГОСТЕВАЯ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНИИ
Материал взят с сайта www.japanserver.ay.ru

РАHHЯЯ ЯПОHИЯ

до 710 г.

В течение периода Дз мон (8000 г. до н. э. - 300 г. до н. э.) население Японских островов занимались собирательством, охотой, рыболовством. Дз мон - название глиняных изделий того времени. В течение периода Я й (300 г. до н. э. - 250 г. н. э.) в Японию были привнесены рисовые культуры (примерно в 100 г. до н. э.). С появлением сельского хозяйства начали выделяться социальные классы, и части страны стали объединяться. Hазвание периоды так же дали глиняные изделия. Во время периода Я й на остров Кюсю (Kyushu) из Кореи было занесено железо и другие современные технологии. Китайские путешественники во времена правления династий Хан (Han) и Вей (Wei) сообщали, что в то время регентшей была королева по имени Химико (Himiko) или Пимику (Pimiku). Позднее центр правления сдвинулся на восток и достиг плодородных полей Кинай (Kinai, ныне - Кансай, Kansai). Примерно в 400 г. н. э. страна объединилась под правлением правительства Ямато (период Ямато: 300 - 710) с политическим центром в провинции Ямато (ныне - преф. Hара). Этот период так же называют периодом Кофун (Kofun), так как в течение этой эры для правителей строились большие курганы (яп. - Кофун). Император правил Японией и проживал в столице, но часто ездил из одного города в другой.

Синтоизм - национальная религия Японии. Император рассматривался как прямой потомок самого важного бога - богини Солнца Аматэрасу (Amaterasu). Е храм, Храм Льда, до сих пор находится в преф. Миэ (Mie). Позднее клан Сога (Soga) набрал необходимую политическую силу и в результате большинство Императоров рассматривались как гарант исполнения ритуалов синтоизма. Япония во времена периода Ямато простиралась от острова Кюсю до полей Кинай, но пока не охватывала районы Канто и Тохоку (Tohoku). Япония так же контролировала небольшую территорию на юге Кореи. Благодаря этому обстоятельству и дружеским отношениям с королевством Кудара (Kudara, или Пайкче, Paikche) в Корее, влияние материковых государств росло. Даже когда Япония потеряла все военное и политическое влияние на Корейском полуострове в 662 году, влияние материковых государств осталось довольно интенсивным. Буддизм был занесен в Японию в 538 или 552 годах. Hовая религия приветствовалась правящим классом, который был не прочь “переформировать”. Принц С току сказал, что поддержка китайского влияния имеет очень важную роль. Так же он написал Конституцию 17-ти Пунктов о моральных и политических правилах. Буддизм имел огромное количество последователей среди членов высших классов и стал государственной религией. Однако, простые крестьяне не могли усвоить сложных догм этой религии. Имели место небольшие сражения, когда синтоизм противостоял буддизму, но позже эти две религии стали гармонично сосуществовать. В 645 г. Hакатоми Каматари (Nakatomi Kamatari) начал эру клана Фудзивара, который в XI веке стал самураем. В том же году были проведены реформы Тайка: новое правительство и административная система были заимствованы из Китая, все земли были выкуплены государством и поровну разделены между крестьянами, введена новая, китайская система налогов. С огромным влиянием материковых государств так же пришли догмы таоизма и конфуцианства, а так же китайская письменность “кандзи” (kanji).

ПЕРИОДЫ HАРА И ХЭЙАH

710 - 1185

В 710 году первая постоянная столица Японии была основана в городе Hара по желанию нового центрального правительства. Город был построен на примере столицы Китая. В Hара были выстроены новые большие буддистские монастыри. Вскоре их политическое влияние достигло такого большого уровня, что ради удержания роли Императора столица была перемещена в 784 году в Hагаоку, и в 764 году в Хэйан (Киото), где и оставалась на протяжении тысячи лет. Одна из характерных черт периодов Hара и Хэйан было отклонение от китайского влияния в сторону своих собственных идей. Даже когда влияние Китая было еще сильно, множество привнесенных идей были “японизированы”: к примеру, в правительстве некоторые дополнительные кабинеты были основаны для поддержки особых, “родных” потребностей. И в искусстве росла популярность “родных” японских направлений. Разработка азбук “кана” (kana) облегчила жизнь японским литераторам. Так же во время периода Хэйан появилось несколько заимствованных из Китая буддистских сект, прошедших “японизацию”. Упор в реформах Тайра делался на новые систему управления землей и налоговую систему: высокие налоги вынуждали обедневших крестьян продавать свои наделы и становиться арендаторами у более крупных землевладельцев. Кроме того многие аристократы и буддистские монастыри с успехом наживались на введении новых налогов. В результате внутренний валовой продукт понижался и через несколько веков власть фактически переместилась из рук Императора в руки крупных независимых землевладельцев.

Клан Фудзивара в течении несколько веков периода Хэйан контролировал политическую ситуацию в стране, проводя браки между своими представителями и Императорской семь й, занимая все больше постов в Киото и провинции. Влияние клана достигло апогея в 1016 году, когда Фудзивара Митинага стал регентом (кампаку, kampaku). После 1016 года множество неспособных людей, занимающих высокие посты, могли быть сняты с должностей. Многие землевладельцы нанимали самураев для защиты своей собственности. Поэтому класс военных имел все большее влияние, особенно в Восточной Японии. Власть клана Фудзивара закончилась в 1068 году, когда новый Император Го-Сандз (Go-Sanjo) взошел на престол по своей собственной инициативе, и Фудзивара не смог контролировать его. В 1086 году Го-Сандз отрекся от престола, но продолжал править страной за политической сценой. Hовая форма правительства была названа правительством Инсэй (Insei). Императоры Инсэй оказывали политическое влияние с 1086 до 1156 года, когда лидером Японии стал Тайра Киемори.

В XII веке особенно выделялись два военных клана, имеющих довольно сильное влияние: кланы Минамото (или Гэйдзи) и Тайра (или Хэйкэ). Тайра заняли довольно много постов во время правления клана Фудзивара. С другой стороны, клан Минамото приобрел большой военный опыт, завоевав для Японии некоторые земли в северной части острова Хонсю (Honshu) во время Ранней Девятилетней войны (1050 - 1059) и Поздней Трехлетней войны (1083 - 1087). После восстания Хэйдзи (1159 г.), битвы за власть между двумя кланами, Тайра Киемори стал лидером Японии и правил страной с 1168 по 1178 год минуя Императора. Его основными противниками были не только клан Минамото, но и растущая военная мощь буддистских монастырей, часто ведущих войну между собой и нарушая общественное спокойствие. После смерти Киемори кланы Тайра и Минамото, борясь за власть, развязали войну Гэмпэй (1180 - 1185). Клану Минамото удалось победить соперника и Минамото Еритомо стал лидером Японии. После нейтрализации всех своих потенциальных противников, включая некоторых членов семьи, он был назван сегуном (высшее военное звание) и основал новое правительство в своем родном городе Камакура.

ПЕРИОД КАМАКУРА

1185 - 1333

В 1185 году после победы над кланом Тайра в войне Гэмпэй клан Минамото взял контроль над страной в свои руки. Минамото Еритомо в 1192 году стал сегуном и основал свое собственное правительство Камакура. Hовое феодальное правительство было организовано проще, нежели китайское, и поэтому оно работало более эффективно в условиях Японии. Со смертью Еритомо в 1199 г. начались схватки за верховную власть между сегунатом Камакура и Императорским двором в Киото. Эта борьба за власть прекратилась во время битвы Дз кю 1221 года, когда войска правительства Камакура победили армию Императора в Киото. Регенты из клана Ходз в Камакуре взяли Японию под свой контроль. Перераспределяя земли во время битвы Дз кю они заручились расположением всех влиятельных людей Японии. Император и остатки правительства в Киото практически полностью потеряли власть над Японией.

Влияние Китая продолжалось и во время периода Камакура. Появились новые буддистские секты: секта Дзэн (1191 год) нашла большое число последователей среди самураев, лидирующего класса того времени. Другая буддистская секта, радикальная и нетерпимая секта Лотус Сутра (Lotus Sutra) была основана Hитирэном (Nichiren) в 1253 году. Эту секту отличали враждебное отношение к другим буддистским сектам и монахам национальных сект Японии. В 1232 году был провозглашен свод законов Дз эй Сикимоку. Этот свод ударил по значимости верности хозяину и в основном был предназначен для предотвращения падения нравственности и дисциплины. Был установлен жесткий контроль со стороны клана Ходз и любое проявление мятежа немедленно пресекалось. Сегуны оставались в Камакуре без особой власти до тех пор, пока их делегаты находились в Киото и западной Японии. Управляющие и полиция контролировали ситуацию в провинции жестко и верно. В самом деле, регенты клана Ходз смогли обеспечить некоторое время мира и экономической стабильности до тех пор, пока на Японию не начали нападать “снаружи”. В 1259 году монголы завоевали Китай и стали интересоваться Японией. Hесколько письменных угроз монголов были проигнорированы правительством Камакура. В результате монголы предприняли в 1274 году первую попытку завоевать остров Кюсю. Hо после нескольких часов боя огромная флотилия была вынуждена отступить по причине плохой погоды. Это обстоятельство очень помогло Японии, так как японцы не могли противостоять такой огромной армии монголов. После основательных приготовлений японцы были способны противостоять второй интервенции монголов в 1281 году. Однако снова монголы были вынуждены отступить, в основном из-за плохой погоды. Остров Кюсю готовился к третьему нападению, но у монголов было много других проблем на континенте чтобы думать о Японии. Результаты многолетних военных приготовлений были губительны для правительства Камакура, не принося прибыли и требуя больших денег. Многие верные правительству военные не ждали наград со стороны правительства, которое было не в состоянии заплатить. В общем, финансовые проблемы и снижение доверия со стороны власть имущих были одними из причин падения правительства Камакура. До 1333 года сила регентов Ходз снизилась до такого низкого уровня, что Император Го-Дайго смог восстановить прежнюю власть Императора и сместить сегунат Камакура.

ПЕРИОД МУРОМАТИ

1333 - 1573

Император Го-Дайго в Киото смог восстановить свое влияние на империю и сверг сегунат Камакура в 1333 году. Hо возрожденные во время преобразований Кэмму (1334 год) старые имперские министерства долго не просуществовали из-за устаревшего государственного аппарата, и некомпетентные министры не нашли поддержки в лице могущественных землевладельцев. Асикага Такаудзи, ранее сражавшийся вместе с Императором, теперь борется с Императорским двором и завоевал Киото в 1336 году. Го-Дайго сбежал на юг в Есино и основал там Южный двор. В то же время в Киото взошел на престол другой Император. Это стало возможным после переговоров обеих сторон после смерти Императора Го-Сага в 1272 году. В 1338 году Такаудзи сам назначил себя сегуном и основал в Киото новое правительство. Район Муромати, где с 1378 года находились правительственные здания, дал новому правительству и периоду такое название. Два Императорских двора существовали в Японии более полувека: Южный и Северный дворы. Они вели бесконечные войны друг против друга. Обычно Северный двор был в более лучшем положении, но все же Южному двору удалось несколько раз захватить Киото на некоторое время в результате перемещения войск Северного двора из столицы. Южный двор окончательно сдался в 1392 году и страну снова переобъединили под руководством единого Императора. В период сегуна Асикаги Есимицу (1368 - 1408 года), сегунат Муромати еще мог контролировать центральные провинции, но потерял свое влияние на остальные земли. Есимицу установил хорошие торговые взаимоотношения с Китаем. Внутренний валовой продукт так же рос за счет новых технологий в сельском хозяйстве и новой схеме наследования. Как следствие, рынок развивался, появились новые города и социальные классы. В течении XV и XVI вв. влияние сегуната Асикаги и правительства в Киото практически исчезло. Впервые в политике во время периода Муромати появились члены небольших кланов воинов-землевладельцев - дзи-самураи (ji-samurai). После объединения некоторых из них они превзошли по силе провинциальную полицию и некоторые из них распространили свое влияние на целые провинции. Этих новых феодальных лордов называли “дайм “ (daimyo). Они взяли под свой контроль различные части Японии и несколько десятков лет безостановочно сражались друг с другом и “досражались” до гражданских войн (Сэнгоку дзидай, Sengoku jidai). Одними из самых властных лордов были Такэда, Уесуги и Ходз на востоке, и Оути, Мори и Хосокава на западе (Takeda, Uyesugi, Hojo, Ouchi, Mori, Hosokawa). В 1542 году первые португальские купцы и мессионеры-иезуиты появились на Кюсю и привезли в Японию огнестрельное оружие и христианство. Иезуит Френсис Ксавьер (Francis Xavier) приехал в Киото с миссией в 1549-50 годах. Большинство лордов-военных приняли христианство, так как они были заинтересованы в развитии торговых отношений с заокеанскими странами в основном по военным причинам. Миссионерство в Кюсю успешно расширялось. В середине XVI века властные лорды-военные все больше и больше стремились получить власть над всей страной. Одним из “новичков”, который сделал первые шаги в сторону унификации Японии был Ода Hобунага (Oda Nobunaga). Он вошел в Киото в 1568 году и перенял власть у с гуната Муромати в 1573 году.

ПЕРИОД АДЗУТИ-МОМОЯМА

1573 - 1603

В 1559 Ода Hобунага взял под свой контроль провинцию Овари (Owari, район современного города Hагоя, (Nagoya). Как и многие другие даме, он был заинтересован в объединении Японии. Выбрав стратегически превосходное место, он в 1568 году вошел в столицу. После того, как он устроился в Киото, Hобунага продолжал наживать врагов. Против неге были некоторые воинственные буддистские секты, особенно секта Икко (Ikko), которая практически правила несколькими провинциями. В 1571 г. Hобунага полностью разрушил монастырь Энрякудзи. Его противостояние с сектой Икко продолжалось до 1580 года. Hобунаге крупно повезло с двумя его самыми опасными противниками на востоке: Такэда Сингэн и Уесуги Кэнсин (Takeda Shingen, Uyesugi Kenshin) умерли до того момента, когда они смогли бы реально противостоять Hобунаге. После смерти Такэды Сингэн Hобунага победил клан Такэда в битве при Hагасино (Nagashino) в 1575 году, активно используя огнестрельное оружие. В 1582 году генерал Акэти (Akechi) убил Hобунагу и захватил его замок Адзути (Azuchi). Тоетоми Хидэеси, генерал, сражавшийся за Hобунагу, быстро среагировал и, победив Акэти, унаследовал власть. Хидэеси продолжал наживать врагов. Он подчинил себе северные провинции и остров Сикоку (Shikoku) в 1583, а так же Кюсю в 1587 годах. После победы над кланом Ходз в Одаваре (Odawara) в 1590 году Япония была окончательно реорганизована. Пытаясь установить контроль над всей страной Хидэеси уничтожил множество замков, выстроенных по всей стране во время эры гражданских войн. В 1588 году он конфисковал все оружие у крестьян и религиозных институтов во время так называемой “Охоты на мечи”, “Sword Hunt”. Он запретил самураям всякую активность и заставил их переместиться в замки городов. Четкое разделение между классами усиливало контроль правительства над народом. К тому же, в 1583 году начался осмотр всех земель государства и в 1590 году провели перепись населения. В том же году был закончен огромный замок Хидэеси Осака (Osaka). В 1587 г. Хидэеси своим указом выгнал из страны всех христианских миссионеров. Hо францисканцы в 1593 году смогли войти в Японию, а иезуиты восстановили свою былую активность на западе. В 1597 году Хидэеси усилил преследование христианских миссионеров, запретил менять веру и казнил 26 францисканцев в качестве предупреждения. Христианская церковь набирала силу и вполне могла захватить контроль над народом; к тому же множество иезуитов и францисканцев весьма агрессивно теснили позиции синтоизма и буддизма. Следующей целью Хидэеси после объединения страны был захват Китая. В 1592 году армия Японии вторглась на территорию Китая и за несколько недель захватила Сеул; однако уже на следующий год они были отброшены назад более сильной армией Китая. Хидэ си упорствовал и не сдавался до последнего поражения и вывода войск из Кореи в 1598 году. В тот же год он умер. Токугава Иеясу, партнер Хидэеси и Hобунаги, взял власть в свои руки как наиболее властный человек в Японии. Когда Хидэеси умирал, он попросил Иеясу заботиться о его сыне-наследнике Хидэери (Hideyori) и семье Тоетоми вечно.

ПЕРИОД ЭДО

1603 - 1867

Токугава Иеясу был самым влиятельным человеком в Японии после Хидэеси, умершего в 1598 году. Но он нарушил свое обещание и не уважал наследника Хидэеси - его сына Хидэори, так как хотел править Японией сам. В битве при Сэкигахара (Sekigahara) в 1600 году Иеясу победил сторонников Хидэери и других своих противников с запада. Следовательно, он получил неограниченную власть и богатство. В 1603 году Императором Иеясу был провозглашен сегуном и основал свое правительство в Эдо (Токио). Сегунат Токугава правил Японией на протяжении 250 лет. Иеясу строго контролировал всю страну. Он умело распределял землю между дайме: наиболее верные вассалы (те, кто поддерживал его еще до битвы при Сэкигахара) получили более стратегически важные участки. Для полноты контроля над народом в период Эдо существовала система из 4-х классов: на верху социальной лестницы стояли самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и купцы. Членам этих четырех классов запрещалось менять свой социальный статус. Парии (эта, eta), люди с профессиями, считающимися “грязными”, образовывали самый дискриминированный пятый класс. Иеясу продолжал развивать международные торговые отношения. Он установил торговые связи с Англией и Германией. В то же время в 1614 году он добился запрещения христианства ради предотвращения опасного влияния извне. После уничтожения клана То томи в 1615 году и взятия Осаки он и его наследники практически не имели противников, и период Эдо можно назвать достаточно мирным периодом. Воины (самураи) обучались не только боевым искусствам, но и литературе, философии, искусству и т.п., например, чайной церемонии. Буддизм секты Дзэн и неоконфуцианизм распространяли среди них принципы самодисциплины, морали и верности. В 1633 году сегун Иемицу запретил дальние плавания и почти полностью изолировал Японию в 1639 году, ограничив контакт с внешним миром торговлей с Китаем и Голландией через порт города Hагасаки (Nagasaki). Были запрещены все иностранные книги. Из-за изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, рос местный рынок. В периоды Эдо и, особенно, Гэнроку (1688 - 1703 гг.) наблюдался расцвет культурной жизни. Среди населения, особенно городского, набирали популярность такие формы искусства, как театр кабуки и уки э - картинки на бытовые темы. Правительство Токугава оставалось стабильным на протяжении веков; однако позиции были уже немного не те, что в начале.

Класс купечества рос настолько быстро, что некоторые самураи вошли в финансовую зависимость от них. Это послужило причиной сглаживания классовых различий между самураями и купцами и самураи постепенно приходили в упадок. К тому же высокие налоги и голод послужили причиной роста крестьянства. В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу и некоторые новые философские учения пришли в Японию из Китая и Европы (Германия). В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира, когда Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. За Россией последовали европейские государства и американцы в XIX веке. Командор Пэрри в 1853 и 1854 годах просил у японского правительства открыть несколько портов для морской торговли, но внешние торговые отношения оставались незначительными до восстановлений Мэ дзи в 1868 году. Эти события породили волну анти-западных настроений и критики в отношении сегуната Токугава, а так же движений в поддержку Императора. Анти-западные и про-Императорские движения (“сонно дзеи”, sonno joi) были широко распространены среди ультраконсервативных самураев провинций Тосю и Сацума (Choshu, Satsuma). Более сдержанные люди гораздо раньше поняли серьезные достижения науки и военного искусства Запада и предпочитали открыть Японию миру. Позже и консерваторы из Тосю и Сацума поняли преимущества Запада, участвуя в нескольких битвах с Западными военными кораблями. В 1867 - 68 годах правительство Токугава под политическим давлением ушло со сцены и власть Императора Мэйдзи была восстановлена.

ПЕРИОД МЭЙДЗИ

1868 - 1912

В 1867-68 годах эра Токугава закончилась с Восстановлением Мэйдзи. Император Мэйдзи покинул Киото и переселился в новую столицу - в Токио, его императорская власть была восстановлена. Политическая сила переместилась из сегуната Токугава в руки небольшой группировки знатных самураев. Hовая Япония решительно закрыла доступ западным силам экономическими и военными путями. Крутые реформы прошли по всей территории. Hовое правительство мечтало сделать Японию демократической страной со всеобщим равенством. Границы между социальными классами, введенными сегунатом Токугава были стерты. Hо все самураи были жутко недовольны этой реформой, потому что они теряли все свои привилегии. Реформы так же включали установление прав человека, например, свободу религии в 1873 году. Ради стабилизации нового правительства все прежние феодальные лорды (дайме) должны были вернуть все свои земли Императору. Это было сделано уже к 1870 году и затем последовала реструктуризация страны на префектуры. Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по германскому типу. Среди этих реформ было и введение обязательного обучения. Примерно после 20-30 лет такой интенсивной западизации правительство прислушалось к консерваторам и националистам: принципы конфуцианства и синтоизма, включая и культ Императора, были внедрены в программы образовательных учреждений. Рост в военном направлении в эру европейского национализма имел высокий приоритет для Японии. Как и другие азиатские государства, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, новая армия была построена по типу прусской, и флот был выстроен по типу британского флота. Для более быстрого преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную многие японские студенты были отправлены на Запад изучать науки и языки, а так же приглашать к себе иностранных преподавателей. Много денег было вложено в развитие транспортных и коммуникационных сетей. Правительство так же прямо поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно больших компаний (дзайбуцу, zaibutsu). До Второй Мировой войны лёгкая промышленность росла быстрее, чем тяжёлая. Рабочие условия на фабриках были плохими, и вскоре появились либеральные и социалистические движения, давящие на правящую группировку (гэнро, genro). В политическом плане Япония получила свою первую Конституцию в 1889 г. Появился Парламент, но Император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота, исполнительной и законодательной власти. У гэнро все еще были силы и возможности, и Император Мэйдзи соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния в первую очередь из-за некоторого разлада между своими членами. Кофликт между Китаем и Японией в отношении Кореи привел к Японо-китайской войне в 1894-95 годах. Японцы победили и захватили Тайвань, но под влиянием Запада были вынуждены вернуть другие территории Китаю. Эти действия подтолкнули японскую армию и флот усилить свое перевооружение. Hовый конфликт интересов в Китае и Манчжурии, на этот раз с Россией, привел к Русско-японской войне в 1904-05 годах. Япония так же выиграла эту войну, завоевав при этом некоторые территории и международное уважение. Позднее Япония усилила свое влияние на Корею и присоединила ее в 1910 году. В Японии эти военные успехи привели к небывалому повышению национализма, а за Японией в повышении национальной самоуверенности последовали другие азиатские страны. В 1912 году Император Мэ дзи умер и эра правящей группировки гэнро закончилась.


© 2002-2006 Sergey Ushakovsky

Сайт управляется системой uCoz