SHIHO HAI

ГЛАВНАЯ

НОВОСТИ

АРХИВ

СЛОВАРЬ

ГАЛЕРЕЯ

ЧаВО

ССЫЛКИ

ГОСТЕВАЯ

ТАМУРА СЕНСЕЙ
TAMURA SENSEI

БУДО

Эта статья была написана Сиханом Тамура Нобуёси (8 дан) для официального журнала Европейской Федерации Айкидо "Aikido Europe". Перевод на русский язык Сергея Ушаковского.

 

В настоящее время в Европе и Америке процветают многие виды Будо - количество занимающихся постоянно растет. Нас, тех кто практикует Будо это не может не радовать.

Однако появление новых видов Будо, так отличающихся друг от друга, часто просто удивляет и озадачивает меня. Я не говорю о старых, традиционных видах Будо, которые воскресают после многих лет забвения и заново переосмысливаются и переоцениваются. Это наоборот только радует меня. Я говорю о тех новых видах Будо, в основе которых лежит смешение различных видов боевых искусств с примесью цветов и таинственных ароматов Востока.

Очевидно, что любой человек в обществе вынужден изменять это общество для того, чтобы приспособить его для своего поколения. Мир находится в постоянном движении и естественным является процесс изменения техники, культуры и цивилизации. Это основа существования. Поэтому и форму Будо точно также можно изменить. Но хорошо ли изменять Будо так существенно?

В Японии есть пословица, которая гласит, что нельзя привить бамбук на обычное дерево. Если бы такое все же было возможно, что бы мы получили - дерево или бамбук? И как тогда должны были бы назвать Это?

Подобная ситуация на Западе скорее всего может быть объяснена тем фактом, что там отсутствует концепция Будо. Даже я сам с трудом могу четко объяснить что же такое Будо. История Будо насчитывает более двух тысячелетий. В течение этого времени, в зависимости от эры, региона, человека Будо имело разные формы. Так или иначе, но в сердце любого современного японца заключен глубинный смысл Будо и, как японец, я постараюсь дать вам объяснение того, что же такое Будо.

Изначально иероглиф Бу - обозначает методы сражения с оружием, а следовательно и методы убивания и ведения войны. Позднее Будо трансформировалось в метод сохранения мира, метод пробуждения в человеке жажды к жизни. Изменилась цель поединка. Это понятно? Распространенное в Европе слово "солдат" происходит от латинского глагола "нанимать, платить жалование". В Японии солдат называется MONO NO FU (MONO = вооруженный, FU=человек). То же значение имеет и выражение TSUA MONO (TSUA=TSUBA). Мы также говорим MASURAO - человек доблести. Человек войны всегда выше любого война. Так мы постепенно приходим к понятию Самурай или BUSHI (буси) - человек войны, для которого главным качеством является верность. Буси - человек войны, который сохранял верность до конца. Буси это неповиновение смерти. Его выбор: смерть без сожаления, без попыток сохранить себе жизнь. Смысл его жизни это жертвование своей жизнью для защиты своего хозяина, того, кому он принадлежит. Это Бусидо или Путь Буси. Для японцев Буси - прекрасный образец Человека, Мужчины.

В обществе вооруженные люди обладают большой силой. И очень просто использовать эту силу для причинения вреда другим. Поэтому эти люди обычно очень почитаемы другими. В данных условиях наиболее трудным является обуздание собственного Эго и усмирение своих желаний. Для того чтобы справиться с этим, человек должен быть очень силен духом.

В связи с этим Самурай или Буси должен не только практиковать воинские искусства, но и постоянно тренировать и улучшать свой дух. Мораль должна стать его второй кожей. Все должны это видеть и чувствовать. Для нас, японцев, Самурай это тот, кто в повседневной жизни обладает всеми требуемыми качествами. Именно поэтому Самурай считается лучшим типом человека.

Сейчас объясню.

Просто быть физически сильным, хорошо владеть оружием - не самое главное. Только умение терпеть и сохранять "лицо" даже в случае поражение являются истинными отличительными чертами Самурая. Именно поэтому в Средние века многие феодалы в случае поражения в битве или окружения их замка неприятелем предпочитали пожертвовать собой и семьей, лишь бы его люди остались живы и свободны. Во время Второй Мировой Войны Император Японии при встрече с генералом МакАртуром предложил свою жизнь и жизнь своей семьи в обмен на обещание не причинять вреда его народу. Так или иначе, но он с самого начала был против войны. Именно такие поступки являются для нас Бусидо. С этим разобрались? Давайте теперь рассмотрим еще один аспект данного вопроса.

В Европе многие в настоящее время переводят Бу, как "остановка копья". Хотя изначальное значение этого иероглифа "копьё и нога" - "сочетание ноги и копья". Представьте себе человека, стоящего с немного согнутыми ногами, образующими с поверхностью земли что-то вроде квадрата и держащего перед собой копьё или пику. Это символ вооруженного и сильного духом и телом человека. Он вооружен в том смысле, что всегда готов служить другим, например своей родине, быть ее защитником. Этот образ полной самоотдачи является для японцев символом честного человека. Об этом я буду говорить чуть-чуть позже. У животных есть клыки, когти, клювы; у людей - катана, копьё, луки и стрелы. Использовать их только во благо себе значит уподобляться животным. Если ты используешь все это во имя мира, а не только для себя, значит это Путь Человека. Именно в этом смысле и можно говорить о Бу, как об "остановке копья".

Однако, получать удары и не быть способным защититься - это не Будо, нельзя в этом случае говорить о Будо. Если солдат не может защитить свою страну, что же тогда будет с мирными жителями? Во время последней войны у Норвегии была тринадцати тысячная армия и восемьдесят самолетов - плачевная ситуация. В тот же период политически нейтральная Швейцария имела армию в 180 тысяч человек, 120 самолетов и еще 120 тысяч более старых, но хорошо обученных солдат. По этой причине Гитлер направился именно в Норвегию.

БУ страны, БУ каждого ее жителя должно постоянно исповедываться. Образно говоря каждый должен быть постоянно готов отражать любые попытки завоевания и захвата.

Защищать с винтовкой слабых - вот образ Человека. Однако если есть возможность не использовать оружие, оно не должно быть применено. Никогда не используйте оружие для удовлетворения своего Эго. Хороший сокол когти зря не выпускает.

В Японии есть два выражения SATSU JINTO: сабля, которая убивает, забирает жизнь и KATSU JIN KEN: сабля, которая дарует жизнь. Суть в том, что сабля одна, а люди ее использующие - разные. Убить в себе желание убить означает спасти кому-то жизнь. Вот что означает KATSU JIN KEN. По-моему, именно это понимание О-Сенсей вкладывал в слово Любовь.

Буси готов сражаться с кем-то или чем-то, когда угодно и где угодно. Он готов сражаться с любым злом в окружающем мире или внутри себя. Это и есть истинное понимание любви, и применительно к Буси оно будет означать того, кто может применить как SATSU JINTO, так и KATSU JIN KEN для того, кто сам готов убить в случае необходимости. Для того, для кого это пустые слова KATSU JIN KEN не существует.

То же самое относится и к технике. Для ее освоения нужны долгие тренировки. Только Будо может создать Буси. Мне бы хотелось чтобы вы это осознали.

С помощью Будо, по средством Будзюцу создаётся сильная личность. Поэтому мы и говорим о Пути Будо, пути отказа от себя для служения. Будо помогает раскрыть Одного, Будо помогает раскрыть Единство, создать Мир между Людьми.

JINMU - это имя получил первый Император Японии. JIN=Бог, MU=BU, что можно перевести как "Император страны Боевого Искусства". Нам не следует понимать Боевое Искусство как искусство войны. Смысл в том, что Бог и воин это одно целое. Воин принадлежит Богу и, поэтому, владеет боевым искусством. Вот глубинное понимание японцами того, откуда у первого Императора такое имя. Вот истинная суть Будо, предлагающего разрешить противоречие между навыками и умениями, предназначенными для того, чтобы убить и гармоничным, светлым, чистым и справедливым миром. Эти два противоречия создают Единство.

© Перевод Сергея Ушаковского


© 2002-2006 Sergey Ushakovsky

Сайт управляется системой uCoz