SHIHO HAI

ГЛАВНАЯ

НОВОСТИ

АРХИВ

СЛОВАРЬ

ГАЛЕРЕЯ

ЧаВО

ССЫЛКИ

ГОСТЕВАЯ

ДОНОВАН ВЕЙТ СЕНСЕЙ
DONOVAN WAITE SENSEI

Интервью с Донованом Вейтом Сенсеем

Источник: Ссылка на это интервью из 45-го номера журнала "Aikido Today Magazine" (www.aiki.com) была взята на сайте www.aikidofaq.com. Вопросы задавала Сьюзен Перри. Перевод на русский язык - С. Ушаковский

В: Сенсей, когда вы начали изучать Айкидо?

О: Мне было восемь лет и я жил тогда в Англии. Наш учитель физкультуры вел после уроков занятия по Дзюдо для тех детей, которые хотели научиться какому-нибудь боевому искусству. Мне очень нравились эти занятия - я учился кувыркаться и падать. Я, и еще три или четыре человека были очень серьезно настроены на тренировки и учитель отправил нас в додзе YMCA (Христианский союз молодых людей) в Бирмингеме.

В: В этом додзе преподавали Дзюдо?

О: Да, мы занимались Дзюдо, но в этом же зале происходили и тренировки других боевых искусств. Вначале все боевые искусства для меня выглядели одинаково, я не очень обращал внимание на различия. Однажды моя мама задержалась и я вынужден был ждать ее после тренировки. В додзе стали заходить люди в хакама. "Зачем они носят эти юбки?" - подумал я. Я попросил разрешения остаться и посмотреть на тренировку. Тренировку вела женщина. Я был очень удивлен тому, с какой легкостью она отбрасывала огромных мужчин. Они отлетали как пушинки. Тогда мне было восемь с половиной и я занимался Дзюдо уже около года.

В: Вы поверили тому, что увидели на той тренировке?

О: Не совсем. Я был скептичным ребенком. Мне не удалось многого увидеть, так как вскоре приехала моя мама. Вскоре я забыл про этот случай, но через месяц ситуация повторилась и я опять остался посмотреть на тренировку Айкидо. На этот раз тренировку вел мужчина - Ральф Рейнолдс. После разминки, он начал кидать одновременно двух или трех человек, объясняя при этом свои действия. Я подумал: "О Господи, я обязательно должен попробовать и понять это". Я спросил у мамы, могу ли я задерживаться на следующей неделе и попробовать заниматься Айкидо и она мне разрешила.

В: Это были занятия продвинутой группы?

О: Нет, это была смешанная группа. Тогда большинство учеников носили хакама. Вначале, единственным мотивом для занятий Айкидо была возможность носить хакама. Я решил, что это очень круто. Но когда я их одел, я осознал, что в Айкидо это гораздо большее, чем просто предмет одежды. Я был заинтригован тем, какими легкими и грациозными становились движения в хакама. Айкидо казалось мне очень простым, потому что оно так выглядело со стороны, но когда я попробовал, оно оказалось не таким уж простым.

В: Кто вел класс, который вы посещали?

О: Ральф Рейнолдс. Он считал, что для детей Айкидо очень сложно, но когда я попросил у него разрешения посещать его занятия, он согласился. Мне очень нравилось когда он отбрасывал меня - я отпрыгивал и уходил в кувырок. Для меня это было развлечением. Позже, такое же удовольствие я начал получать от выполнения техник. Мне очень хотелось выполнять их так же, как он - легко и непринужденно, большими плавными движениями. Вместе со мной у Ральфа начали заниматься еще несколько человек моего возраста, но вскоре они бросили тренировки, так что даже когда мне было 15-16 лет, я все еще был самым младшим в додзе.

В: Вы забросили Дзюдо, после того, как начали заниматься Айкидо?

О: Я продолжал посещать тренировки по Дзюдо дважды в неделю до 14 или 15 лет.

В: Когда вы получили черный пояс по Айкидо?

О: Я получил Шодан перед моим 14-летием, так что это был своего рода подарок на день рождения. В то время в Англии был Тиба Сенсей.

В: Ваш учитель был с ним связан?

О: Одно время они были вместе, но затем разошлись. Тиба Сенсей основал одну федерацию, а Ральф другую.

В: Когда вы были с Рейнолдс Сенсеем…

О: Да, тогда они были еще вместе. Они все еще общались. Но я думаю уже тогда они были на пути к разрыву. Когда они разошлись, то Ральф очень твердо настаивал на том, чтобы его ученики практиковали только то, что он преподавал. Но я очень хотел тренироваться и с Тиба Сенсеем и … я у него тренировался. Я посещал другие додзе даже в том возрасте. Я ездил в Лондон для тренировок.

В: А ваш учитель не возражал?

О: Да, возражал, но он не останавливал меня. Я был верен ему. Было очень важно оставаться верным ему, как человеку, который дал мне основу, позволил сделать первые шаги в Айкидо. (Многие другие просто перешли к Тиба Сенсею).

В: Когда вы ездили в Лондон, встречали ли вы других мастеров, кроме Тиба Сенсея?

О: Да, я встречался с Тамура Сенсеем, когда он впервые приехал в Англию. После этого, когда я узнавал, что он где-то близко во Франции, я обязательно приезжал посмотреть на его технику. Обычно это были поездки на несколько дней или на выходные.

В: Отличалось ли то, чему учил Тамура Сенсей от того, что вы уже знали?

О: Да, очень отличалось. Принципы были те же, но было очень трудно увидеть, что же он делает. Его движения были так точны и выверены, что вас просто засасывало в них. Меня очень впечатляла грациозность и эффективность его движений. Неуловимость движений Тамура Сенсея очень контрастировала с техникой, которую демонстрировали Тиба Сенсей и Ральф - динамичной и физически обусловленной.

В: А у кого из Сиханов, кроме Тиба Сенсея и Тамура Сенсея вы тренировались?

О: Позже я встретился с Сайто Сенсеем, когда он приезжал в Англию. Сайто Сенсей открыл мне глаза на то, как тренировки с оружием могут влиять на движения тела.

В: Другими словами, вы встречали немало разных учителей?

О: Да. Было очень интересно то, что хотя они все приехали из одного места, они очень сильно отличались. Это различие было связано с их характерами, их отношением и восприятием того, что же такое Айкидо. При этом базовые идеи и техники были одинаковыми.

В: Вы переехали из Бирмингема в Англии в Нью-Йорк. Почему?

О: Айкидо становилось очень политизированным. Я старался оставаться в стороне от всех этих вопросов. Тогда мне было 17 лет и все, о чем я мечтал, это просто тренироваться. Я постоянно ездил во Францию для тренировок с Тамура Сенсеем, но в то время, из-за работы и учебы я не мог уже так часто ездить. Однажды, я разговаривал с Тамура Сенсеем обо всех тех организационных структурах, которые возникли в Англии. Я рассказал ему, что я хочу заниматься Айкидо более серьезно и может быть сделать это основным своим занятием. Он ответил: "А почему бы тебе не познакомиться с Ямада Сенсеем?". Я в это время только что прочитал книгу Ямада Сенсея и мне очень понравились его движения и техники. Моя мать переехала в США несколькими годами ранее, поэтому, когда Тамура Сенсей предложил мне обсудить свои вопросы с Ямада Сенсеем, я решил именно так и поступить. Когда я приехал в Нью-Йорк я посетил Нью-Йорк Айкикай. Ямада Сенсея тогда не было в городе, он путешествовал, но мне очень понравилась атмосфера, царившая в додзе. Во время тренировок между всеми складывались очень хорошие отношения. Я прожил в Нью-Йорке около 6 месяцев, а затем должен был вернуться в Англию. Еще через 4 месяца я опять поехал в Нью-Йорк. Ямада Сенсей был там, но должен был ехать в … Англию! Я вернулся домой и встретился с Ямада Сенсеем в Уельсе. Несколько раз мы вместе ходили в паб и весело проводили время. Я выполнял у него роль укеми. Позже, я спросил, нет ли у него в Айкикай свободной комнаты для еще одного деси. Он ответил, что в данный момент там кто-то живет, но как только появится свободное место, он даст мне знать. Примерно через месяц я получил от него письмо, в котором говорилось о том, что если я все еще заинтересован в том, чтобы стать его деси, он будет очень рад принять меня. Не теряя ни минуты, я собрал вещи и уже через 4 дня отбыл в Нью-Йорк. В то время я руководил додзе, которое мы арендовали вместе с моими друзьями. Они преподавали Карате и Дзюдо, а я Айкидо. Все были очень расстроены тем фактом, что я уезжаю, но я понимал, что если я упущу эту возможность, то позже мне такой случай может не представиться. Я не жалел, что все бросаю. Иногда я жалею, что не сделал этого раньше.

В: Сколько лет вам тогда было?

О: Мне было около 24 лет, это был 1984 год.

В: В "Aikido Today Magazine" мы часто получаем письма от людей, которые хотят стать ути деси. В Нью-Йорк Айкикай ути деси становятся в основном занимающиеся там, или большинство, как и вы, приезжают из других городов?

О: И так, и так. В 9 из 10 случаев ути деси это люди, которые написали Сенсею. Это люди тренирующиеся в додзе в других городах. Кто-то просит быть ути деси в течение двух лет, кто-то в течение год, а некоторые просто на лето. Сейчас там 6 или 7 ути деси.

В: Тренировки в Нью-Йорк Айкикай отличались от тех, к которым вы привыкли?

О: Очень отличалась. На тренировках Ямада Сенсей позволяет всем быть самими собой. Он показывает что-то и все повторяют за ним, вкладывая в каждое движение что-то свое, по своему интерпретируя каждую технику. Они играют с техниками. Я был приучен к тому, что должен в точности повторять выполнение техники за учителем и в этом додзе был очень удивлен. Я спросил у учителя: "Почему каждый выполняет технику по-своему?" И Ямада Сенсей ответил: "Ученикам очень полезно развивать свой собственный стиль".

В: А Нью-Йорк? Он очень отличается от …

О: Да, очень. В Англии холоднее и более пасмурно. Я не могу понять почему я так долго жил в Англии. Я же тот, кто должен жить в солнечном месте. Просто удивительно, как я жил там так долго.

В: Но в США это не самое солнечное место.

О: Да, это верно, но в Нью-Йорке есть как минимум времена года. В Англии погода одинакова круглый год - одна солнечная неделя, а дальше все как всегда.

В: Ритм жизни на Манхеттене не выбивал вас из колеи?

О: Вначале да. Я привык к тихому залу и кружечке пива после тренировки. Но в Нью-Йорке жизнь не прекращается ни на минуту. На первых порах я никак не мог понять, как же люди живут в таком ритме. Когда я впервые приехал в Нью-Йорк, то решил, что у его жителей плохо с манерами и воспитанием. Но когда я влился в этот ритм жизни, то понял, что это не так. Просто этот бешеный ритм заставляет их казаться такими. Я наблюдал за тем, как общаются жители этого города и пришел к выводу, что они нормальные. Если вы ведете себя как житель Нью-Йорка, это не плохо. Все заведения открыты всю ночь и всегда есть чем заняться. Когда я вернулся в Англию после года в Нью-Йорке, Англия показалась мне очень скучной.

В: Кроме преподавания в Нью-Йорк Айкикай, вы еще преподавали в Нью-Йоркском Университете. Когда вы начали там преподавать?

О: Два года назад. Я преподавал Айкидо в школе театрального мастерства. Студенты в этой школе изучали то, что называется Мейснерской техникой. Лорри Петерс, которая вела этот предмет, читала про Айкидо и считала, что принципы Айкидо очень хорошо соотносятся с принципами Мейснерской техники.

В: Она хотела чтобы студенты изучили некоторые приемы Айкидо для более естественного поведения в сценах драк?

О: Нет, она хотела, чтобы студенты изучали Айкидо как ученики в додзе. Она просила меня, чтобы я обучал их как своих обычных учеников.

В: У студентов не возникало вопроса о том, зачем они изучают Айкидо?

О: Некоторые да, особенно в начале. Но они поняли, что это позволяет им ярче выражать себя языком тела и жестов. Им нравились занятия и некоторые даже захотели прийти в додзе в качестве учеников.

В: Я слышала, что в то время как ваши студенты-актеры заинтересовались Айкидо, вы заинтересовались актерством. Это правда?

О: Только как любитель. В додзе приходили люди, которые выступали в театрах, снимались в сериалах и рекламе. В Нью-Йорке фильмы снимаются постоянно. Постоянное общение с актерами, заинтересовало меня в том, чем они занимаются.

В: Это правда, что вы снимались в фильме?

О: Да, это было весело. Мне было очень интересно смотреть как снимают кино.

В: Что удивило вас больше всего?

О: То время и трудовые затраты, которое требуется для съемок даже самого маленького эпизода. Одна сцена может сниматься огромным количеством дублей. Очень много времени занимает установка камер под нужным углом, так чтобы удовлетворить запросы режиссера. В это время актер ждет на площадке или в гримерке. Может пройти 2 часа, после чего вас все-таки позовут на площадку. После этого режиссер рассказывает вам, чего он хочет - сказать это, подойти к камере таким-то образом и сделать такое-то выражение лица.

В: Это был фильм про Айкидо?

О: Человек, который написал сценарий и продюссировал этот фильм занимался у нас в додзе. Я выступал в роли инструктора Айкидо. Но это не был фильм про боевые искусства. Главный герой фильма приходит тренироваться в мое додзе. У него много амбиций, он считает, что все знает и он самый сильный и ловкий человек. Он всегда готов вскочить и драться. Целью фильма было показать, как Айкидо повлияло на его характер. Мне кажется фильм был удачным. У меня есть кассета с ним. Его показывали на кинофестивале в Нью-Йорке, но я пропустил это событие.

В: Вы планируете участие еще в каких-нибудь фильмах?

О: Один ученик в додзе собирается играть в боевике и я разрабатываю сцены драк.

В: С применением Айкидо?

О: Да, автор сценария хотел показать возможности Айкидо, как средства самообороны.

В: Вы были уке у Ямада Сенсея на популярной видеокассете "Айкидо: Сила и Основы". Еще фильмы в этой серии планируются?

О: Да, мы хотим выпустить еще одну кассету в 1996 году.

В: Я слышала, что вы с Сугано Сенсеем представлены на компьютерном CD диске?

О: Да, диск называется "Боевые искусства". Когда продюсеры встретились с нами в первый раз, то сказали, что хотят сделать документальный фильм о всех боевых искусствах, представленных в городе. Нечто информативное, что позволило бы людям сделать свой выбор и начать заниматься каким-то боевым искусством. Мы с Сугано Сенсеем что-то продемонстрировали. После этого от этих людей я ничего не слышал, а пару лет спустя один из моих учеников показал мне этот CD. Он был довольно неплохой.

В: Я хотела бы вернуться к фильму в котором вы снимались. Вы сказали, что играли учителя Айкидо, который помог изменить характер человека за счет тренировок. Вы верите в то, что посредством Айкидо происходит изменение характера?

О: Да.

В: Вы можете сказать, что Айкидо изменило вас?

О: Когда я был моложе, у меня был взрывной характер. Этим я прославился в школе.

В: Вы постоянно дрались?

О: Нет, но я постоянно спорил и конфликтовал с кем-то. В школе я был мальчиком, который все делал правильно, всегда помогал учителям. Но я был очень несдержан с теми, кто вставал на моем пути. На них я огрызался. Мои друзья говорили: "Ты изменился, потому что стал заниматься боевыми искусствами". Я в это не верил, но когда я задумался над этим, то понял, что они были правы.

В: Вы преподаете Айкидо. Вы замечаете, как меняются ваши ученики?

О: Некоторые неисправимы, но большинство действительно меняются. В определенный момент они оказываются перед каменной стеной и осознают, что пробить ее и идти дальше можно только изменив свой характер, свое поведение или отношение к тренировкам.

В: Как учитель Айкидо, как вы видите свою роль в этом процессе - сторонний наблюдатель, фиксирующий изменение, или деятель, активно способствующий этому изменению?

О: Я стараюсь быть и тем, и тем. Я наблюдаю и если вижу у ученика проблему, стараюсь помочь ее решить. Что делает это вдвойне трудным, так это постоянное изменение положения вещей, даже для меня. Я все еще работаю над саморазвитием. Я могу смотреть за работой Сенсея и понимать, что я еще что-то пока упустил. Но вдруг все принимает отчетливые очертания и картина становится мне понятной.

В: Вы очень уважительно отзываетесь о Ямада Сенсее. Он помог вам измениться?

О: Да, он стал для меня кем-то вроде отца.

В: Вы с ним много путешествовали?

О: Да, иногда мы путешествовали вместе. Иногда он посылал меня провести семинары в маленькие додзе. Он стремился к тому, чтобы я ездил и преподавал как можно больше.

В: Вы много путешествовали за пределами США?

О: Да, вместе с Сенсеем мы были на юге Франции, а также путешествовали по Бразилии и Чили. В Бразилии очень хорошая атмосфера. Они наслаждаются процессом обучения. У них нет ни одного Сихана, но во время семинаров очень чувствуется их тяга к знаниям. В Чили, у Жозе Рожо Сенсея, начинавшего с Тамура Сенсеем во Франции, очень хорошее додзе и ученики.

В: Как вы считаете, в Южной Америке при изучении Айкидо приоритетными являются физические или духовные аспекты?

О: Я думаю, физические. Конечно они интересуются и другими аспектами, но в настоящее время основное их внимание уделяется оттачиванию техники.

В: Путешествуя по различным культурам не сталкивались ли вы с тем, что природа тренировок Айкидо у представителей разных культур отличается?

О: Культура накладывает свой отпечаток на тренировки из-за разницы в мышлении. В Англии тренировки всегда энергичны и серьезны, правда в мое время в Англии не было отдельных додзе для Айкидо. Занятия проходили в клубах YMCA или спортивных центрах. В США существует огромное количество додзе и подход там другой - все делается более профессионально. В Южной Америке тоже ценится профессионализм, но там атмосфера более энергетически насыщенная, искрометная. Сами техники не отличаются в разных культурах. Появление вариаций связано с конкретной личностью - Сиханом, курирующим данную территорию.

В: Позвольте мне переменить тему и спросить вас о будущем. Где вы хотите быть через 10 лет?

О: Полагаю когда-нибудь у меня будет свое додзе. Не знаю где и когда. Когда это случится я буду знать. Сейчас я ничего не планирую, жизнь просто продолжается. События происходят сами собой. Что-то подсказывает мне что делать, а что нет. Я не из тех, кто планирует свою жизнь, поэтому мне очень трудно говорить о том, что будет через 10 лет.

В: Что вы посоветуете тем, кто только начинает заниматься Айкидо?

О: Главное быть терпеливым. Айкидо во сне не выучить. Если вы хотите, чтобы у вас что-то получилось, то необходимо приложить некоторые усилия. Кто-то сказал мне, что с этим надо родиться. Может быть. Но я не особо разделяю эту точку зрения. Мне было интересно Айкидо и я вложил в это очень много работы. Иногда, когда я показываю какое-нибудь движение и мне говорят, что повторить его просто невозможно, я отвечаю: "Ну, когда я только начинал, я тоже не мог выполнить его, но я учился, тратил время и практиковался". Когда люди наблюдают за мной, то могут подумать: "Он никогда не травмировал плечо или колено так, как я". Я тоже получал травмы - сломанная ключица, порванные коленные связки, растяжения сухожилий. Я не заботился о себе, когда был моложе. Сейчас я более осторожен и внимателен к себе. У меня теперь есть выходной день, а раньше для меня было просто неслыханно пропустить хоть один день тренировок.

В: Вы считаете важным фактором каждодневные тренировки?

О: Да, тренироваться необходимо каждый день, но с разной нагрузкой. Нельзя "выкладываться" на тренировке каждый день. В тренировках существуют разные аспекты. Один день работайте интенсивно, на следующий день с осторожно (например с новичками), на следующий день уделите максимум времени плавности движений. Айкидо это не просто "взять человека и кинуть его головой вниз".

В: Вы только что закончили семинар в Мусуби Додзе. Вы являетесь высокопоставленным членом USAF, а Мусуби Додзе не входит в список додзе Федерации. Но ведь мы действительно можем тренироваться все вместе.

О: Я не вхожу в администрацию Федерации. Я предан Ямада Сенсею и Федерации, но я также предан и Айкидо. Мне бы очень хотелось, чтобы все в Айкидо тренировались и работали вместе. Может быть когда-нибудь это произойдет. Летние лагеря являются началом этого процесса - люди могут поехать в разные лагеря, тренироваться с разными партнерами, учиться у разных мастеров. Нельзя просто прятаться в своих норках. Нам нравится когда в Нью-Йорк Айкикай приходят посетители. Ямада Сенсей очень любит, когда люди приходят посмотреть на его додзе и остаются тренироваться.


© 2002-2006 Sergey Ushakovsky

Сайт управляется системой uCoz