|
|
Мастер Казуо Тиба - ученик Уесибы и истинный воин "реального" Айкидо. До недавнего времени только три непосредственных ученика Морихея Уесибы, основателя Айкидо, преподавали в США. Все три, являясь Сиханами, были назначены генеральной штаб-квартирой Айкидо в Токио под руководством приемника и сына Основателя Киссомару Уесибы. Все трое обладают 7 даном и по совпадению самыми опытными айкидоками в Америке. Это Есимитсу Ямада в Нью-Йорк Айкикай, Акира Тохей в центре Айкидо в Чикаго, Иллинойс и Митсунари Хамбей Канаи в Нью-Ингланд Айкикай в Кембридже, Массачусетс. В феврале 1981, 4-й мастер прибыл в Америку и обосновался в Сан-Диего Калифорния. Как и его предшественники, он, являясь Сиханом и обладателем 7-го дана, в прежние годы долгое время тренировался под руководством О-сенсея. Хотя каждый сихан по своему уникален, все они олицетворяют собой дух основателя. Из всех четырех самым загадочным и не похожим на остальных является Тиба Сенсей. Тиба является не только мастером айкидо, но также еще адептом Иаидо и последователем Дзен. Его занятия разительно отличаются: периоды длительных медитаций и духовной дисциплины для развития правильного дыхания и постоянного состояния сознания; кровавые подтеки на татами и одежде учеников от строгих тренировок, иногда сопровождающиеся вывихами и переломами. Для многих кто знаком с этим мягким искусством покажется странным физический и философский подход мастера Тибы - воина "реального" Айкидо (как он сам его называет). Что отличает айкидо мастера Тибы от популяризированных концепций этого искусства это его особое внимание на физический аспект тренировок. По мнению Тибы отрицание силы и физических возможностей сильно уменьшает реализм этого искусства. По его мнению, достижение самых высоких вершин в духовном развитии возможно только при использовании силы и реализма, как основы. Хотя айкидо делает упор на духовное развитие, оно в тоже время не уделяет достаточного внимания физическому развитию. Это популярное заблуждение об айкидо, которое Тиба пытается изменить. С точки зрения традиционного японского будо сила не является главным, однако, сила является неотъемлемым элементом будо. Полностью отрицая силу мы рискуем отказаться от процесса при достижении цели, точно также отрицая часть для достижения целого. В конечном итоге это может привести к нереальному, несбалансированному, нединамичному пониманию будо. Самое главное для Тибы это гармония и баланс между телом, духом и силой. "Опасность полного отрицания силы заключается в том, что это может исключить жизненную необходимость в развитии физических возможностей, так как сила и физические возможности взаимозависимы. Более того, развитие физических возможностей может открыть путь к духовному развитию, которое является наиболее важной частью японского будо." По мнению Тибы отказ от силы при развитии "духовной" или "ки" энергии это нереальный и отрывочный подход. Подход должен быть общим и брать в расчет дух и тело как целое, неделимое. Эго должно быть разрушено для освобождения истинной природы, для духовного освобождения, для единения с вселенной. Для того чтобы разрушить Эго необходимо выдержать суровые тренировки под руководством Тиба-Сенсея. Истории об этих занятиях являются легендами в айкидо и заставляют содрогаться даже опытных айкидоков. Для учеников "наматывание кругов" на коленях вокруг додзе является обычным делом. В другие разы их заставляют выполнять удар сёмен-ути с боккеном около 3000 раз за тренировку. Выполнение этого упражнения длится около 90 минут, после чего ученики не в состоянии поднять бумажный стакан для того, чтобы утолить жажду. Мастер Тиба не является человеком двойных стандартов. Он верит в суровые тренировки т.к. сам испытал их под присмотром основателя айкидо Морихея Уесибы. Это были тренировки, которые, как он верил, приведут его к духовному просветлению. Тиба оставался с Основателем до тех пор, пока не достиг просветления. И теперь его тренировки являются повторением инструкций, которые он получал от Основателя. ТРЕНИРОВКИ С ОСНОВАТЕЛЕМ Во время занятий боевыми искусствами в Японии в течение многих лет не одно искусство или учитель не смогли удовлетворить духовные запросы Тибы. Чем больше он занимался, тем неопределеннее становилось направление. Когда ему было 18 произошло событие, которое изменило его жизнь. Однажды в 1958 ему посчастливилось увидеть невысокого старика демонстрировавшего айкидо. Этим стариком был основатель Айкидо Морихей Уесиба. Тиба увидел в искусстве Уесибы огромную силу и энергию, которая, что самое парадоксальное, была мирной. Этот контраст восхитил Тибу. На следующий день он пришел в додзе Мастера Уесибы намереваясь стать его учеником. Мастер Уесиба в это время преподавал в другом городе и Тиба был встречен Вака-Сенсеем ("молодым Мастером, которым в то время был Мастер Киссомару Уесиба). Просьба о принятии в школу была встречена прямым отказом. Он не знал, что для того чтобы приобщиться к айкидо нужно было пройти отбор и иметь самые лучшие рекомендации и отзывы. В ответ на отказ Тиба сел у входа и отказался сдвинуться пока его не примут. Он решил, что он останется на месте 3 дня, а затем откажется от этой затеи. Судьба не оставила его и вечером 3-го дня вернулся Основатель. Вака-Сенсей доложил ему, что "один ненормальный парень" отказывается сдвинуться с места у входа пока его не примут в школу. "Приведите его сюда и дайте мне поговорить с ним"- сказал Основатель. Тиба вошел в дом к Мастеру Уесибе и вежливо сел в коридоре рядом с комнатой Основателя. Уесиба приблизился к нему и сказал: "Айкидо очень трудно выучить. Ты выдержишь?". Тиба поклонился сказав "да", не осознавая всей глубины слов Мастера. С тех пор Тиба был принят и практически весь следующий год занимался тем, что чистил туалеты, скреб полы, стирал униформу и поддерживал доджо в полной чистоте. Так непривлекательно началось духовное развитие Тибы. Тиба вспоминает, что очень часто Основатель совершал поездки для тренировок в разных городах. Один из студентов всегда сопровождал его для ассистирования и переноски багажа и оружия. Этот ученик назывался "кабан-моти" или "носильщик". Тиба и другие ученики Основателя признают, что это был один из самых трудных аспектов тренировки. Не важно сколько народу было на улице, Основатель скользил через толпу своей обычной походкой. Кабан-моти обычно поспевал далеко позади, очень стараясь не отставать, естественно он постоянно получал нагоняи за медлительность и лень. Очень часто Основатель садился на поезд без билета, оставляя обязанность покупать билеты кабан-моти. Очень часто кабан-моти приходилось бежать за отправляющимся поездом по платформе. Обычно эти поездки длились около недели ко времени возвращения кабан-моти был уже в полном истощении. Сам Тиба однажды бил в роли кабан-моти в поездке, которая длилась 6 недель! Ночи Основатель и Тиба проводили в разных комнатах, однако, делили одну ванную комнату. Не очень молодой Уесиба несколько раз за ночь посещал ванну. Для того, чтобы попасть туда он проходил через комнату Тибы. Тиба должен был бодорствовать, чтобы приветствовать Основателя и проверять чтобы в ванне всегда была чистая вода и полотенце, чтобы умыть руки. И это в дополнение к ежедневному ассистированию и тасканию багажа. Сон Тибы прерывался каждую ночь. Это тоже было частью тренировок, т.к. если бы он не был на стороже даже во сне, враг мог войти в его комнату и убить его. Для Тибы учение Уесибы всегда было системой физического и умственного. Основатель мог прививать своим ученикам такие возможности, которые для других выглядели как сверхъестественные природные таланты. Испытания и лишения, которые перенес Тиба привели его к духовному просветлению и породили очень теплые отношения учитель-ученик. В 1966 году Тиба был послан в Англию для преподавания и развития там Айкидо. В течение 10 лет он основал Айкикай Великобритании, которое сейчас насчитывает более 2,000 учеников. Один ученик, который пришел в додзе Тибы из другой школы исключался 3 раза, но постоянно возвращался чтобы спросить разрешения на продолжение тренировок. Сейчас это очень хороший мастер, который является техническим советником Айкикай Великобритании. СПАРТАНСКАЯ ЖИЗНЬ Тиба вернулся в Японию в 1976. Он возобновил преподавательскую деятельность в Мировой Штаб-квартире Айкидо и проводил семинары по всему миру, акцентируя свое внимание на США, особенно на Гавайи и западное побережье. Во время отсутствия Тибы Япония сильно изменилась. Айкидо также стало сильно отличаться от того, чему учил Основатель. В результате популяризации, Айкидо из искусства для избранных воинов превратилось в популярное единоборство. Тиба не мог смириться с этими изменениями. В возрасте 36 лет он решил посвятить себя спартанскому существованию. Он уехал в деревню, где занимался сельским хозяйством и Дзен медитациями. Для того, чтобы содержать семью он продал все свое имущество, включая драгоценный самурайский меч. Через 2 года он вернулся в город и продолжил преподавание Айкидо. Затем он принял приглашение о переезде в США для постоянного преподавания там. В том же году его семья обосновалась в небольшой квартире в Сан-Диего, где Тиба сразу же основал додзе. Сейчас трудно найти мастера с таким же опытом как у Тибы, который бы жил такой же спартанской жизнью и тренировался также сурово, как это делает Тиба. Кажется, Тиба сохраняет тот воинский дух, который по большей части потерян в наш век современных технологий и массовой культуры. Он - воин, который возможно живет не в то время. Когда Тиба демонстрирует свое искусство вы можете косвенно видеть влияние первой его встречи с Основателем. Он воплощает "реальное" Айкидо. Можно даже услышать эхо слов Основателя: "Айкидо очень, очень жесткое. Ты вытерпишь это?". По стандартам Тибы, его обучение еще не закончилось. По окончании занятий он подтыкает хакамы и встает на корточки, чтобы вместе с учениками отскребать пол додзе, точно также как он делал в 1958 году когда впервые занялся Айкидо. Обычное здание по очистке превратилось в благородное действие по духовному очищению. Необходимо вспомнить слова первого патриарха Дзен в Японии Догена: "Практика и просвещение это одно и то же действие". Очищается не только пол, но и тело и дух. По словам Основателя: "Айкидо это misogi-wasa, искусство очищения". Айкидо стало искусством очищения души. Отрицание эго также заключено в искусстве. В Дзен необходимо исключить эго для достижения истинной природы и духовного сознания. Это цель любого боевого искусства, включая Айкидо. По словам Тибы: "Воинские искусства стали способом самоутверждения, что является заблуждением. Настоящее боевое искусство это самоотречение, которое приводит к истинной природе. Это обнаружение своей истинной природы приводит к единению с природой вообще, когда становится понятно единство и гармония всего живого. Это наполняет человека силой и спокойствием. "РЕАЛЬНОЕ" АЙКИДО "Я верю", - говорит Тиба-Сенсей, "что Айкидо это продукт человеческой мудрости несущий в себе яд и сильное лекарство; секрет создания и разрушения; жизни и смерти, а не чудо. Необходимо стать осведомленным обо всех сторонах реальности и воспринимать ее как необходимое требование для постижения истины". "Тот, кто ищет наслаждения без боли, кто ищет только красоту без уродства, кто смотрит только на создание, а не на разрушение, кто получает не давая взамен, кто молится о перерождении без смерти никогда не познают истину". © Перевод Сергея Ушаковского |
© 2002-2006 Sergey Ushakovsky