SHIHO HAI

ГЛАВНАЯ

НОВОСТИ

АРХИВ

СЛОВАРЬ

ГАЛЕРЕЯ

ЧаВО

ССЫЛКИ

ГОСТЕВАЯ

ЯМАДА СЕНСЕЙ
YAMADA SENSEI

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ

Эта статья была написана Йосимитсу Ямада (8 дан), главным инструктором Нью-Йорк Айкикай, председателем президиума Федерации Айкидо США (USAF). Впервые она увидела свет на страницах "Federation News" весной 1981 года, после памятного визита в США Осава Сенсея (Osawa Sensei) - генерального директора Хомбу Додзе. Перевод на русский язык С. Ушаковского.

Осава Сенсей проводил в Нью-Йорке ежегодный летний семинар для черных поясов. Для студентов главным событием подобных семинаров и летних лагерей является экзамен на черный пояс. Если быть честным, то для меня это не самое главное событие. Иногда, в случае плохой демонстрации во время экзамена, я вынужден отказать студенту в получении пояса. Я уверен, ни один инструктор не любит этого делать.

Я бы хотел обсудить то, с чем я столкнулся и что заметил во время недавно проводимого экзамена. Я буду говорить об этом, потому что уверен в полезности моих размышлений для ваших ежедневных тренировок.

Что меня больше всего удивило, так это то, что экзаменуемые не могли правильно выполнить базовые техники, такие как сёмен-ути (от иккё до ёнкё) и сихо-наге. Некоторые даже не знали их названий. Я понимаю, что Айкидо гибко и изобретательно по своей сути и очень часто очень трудно назвать каждую технику. С другой стороны базовые техники имеют свои определенные названия. Я считаю, что знание или незнание названий техник зависит от вашего отношения к ежедневным тренировкам.

Еще одна вещь, которую я заметил - многие стараются выполнять порой фантастические движения и техники, которые они копируют, смотря на продвинутых учеников. Пожалуйста, помните что выполнение этих движений продвинутым учеником разительно отличается от их выполнения новичком. И это различие очевидно для любого опытного человека практикующего Айкидо. Техники продвинутого ученика вырабатывались на основе базовых техник и фундаментальных основ Айкидо. Другими словами все выполняемые им техники имеют основу, некоторую привязку. В этой же технике, выполняемой новичком есть только форма, оболочка, не наполненная внутренним содержанием.

Для меня удивительно, что некоторые инструкторы учат новичков подобным движениям, не уделяя при этом должного внимания изучению базовых техник. В этом смысле для меня интересен вопрос, понимают ли эти инструкторы важность базовых техник и то, что овладев ими ученик в дальнейшем сможет с большей легкостью выполнить более сложные движения. Приведу вам пример невнимания к базовым техникам - во время экзамена я заметил, что многие не могут правильно выполнять сувари-вадза! Давайте все проверим, что мы уделяем достаточно времени на тренировках базовым техникам.

Очевидно, что люди сдающие экзамен на черный пояс обладают первым или вторым кю. Умения обладателей первого кю должны почти совпадать с умениями обладателя шодана. По моему мнению экзамен на первый дан является чистой формальностью - показательным выступлением, на котором вы демонстрируете, как вы отточили технику первого кю. Поэтому, я бы хотел попросить инструкторов, принимающих экзамен на первый кю быть более строгими. Это позволит студентам, сдающим экзамен на первый дан не позорить себя и своих инструкторов. Только в этом случае экзамен на черный пояс может стать действительно главным событием любого семинара.

Посмотрим на другой аспект тестирования. Иногда мне случается слышать обсуждения достоинства той или иной демонстрации во время экзамена. Я слышу что-то подобное этому: "Как он только сумел сдать?" или "Я бы никогда не присвоил ему черный пояс за такую демонстрацию". Перед тем как я выделю факторы, являющиеся для нас основными при оценке экзамена, я хотел бы отметить, что подобного рода суждения, о которых я только что говорил, абсолютно неверны. Обстоятельства не играют никакой роли. Все мы, те кто практикует Айкидо, должны иметь большое сердце и радоваться успехам и продвижению друг друга.

Необходимо сказать, что для того чтобы сдать экзамен студент должен показать уровень подготовки, соответствующий уровню экзамена. Однако при этом, решение экзаминатора может также основываться на следующих факторах:

1.Период занятий Айкидо

2.Отношение к технике

3.Помехи физического плана

4.Старание - у нас всех разные физические возможности, но именно старание все определяет.

Поэтому, всегда помните, что для правильного решения о том, присваивать ли студенту очередной кю или дан (продвигать его или нет), необходимо принимать во внимание большое количество разнообразных факторов.

© Перевод Сергея Ушаковского


© 2002-2006 Sergey Ushakovsky

Сайт управляется системой uCoz