SHIHO HAI

ГЛАВНАЯ

НОВОСТИ

АРХИВ

СЛОВАРЬ

ГАЛЕРЕЯ

ЧаВО

ССЫЛКИ

ГОСТЕВАЯ

ТИБА СЕНСЕЙ
CHIBA SENSEI

"ВЫЗОВЫ АЙКИДО"
Интервью с ТИБА Сенсеем

Эта статья впервые увидела свет в издаваемом в Великобритании журнале "Fighting Arts International" (№70, 1993). Интервьюер – Артур С. Локиер (Arthur C. Lockyear), один из наиболее преданных учеников Сенсея.

ЧАСТЬ 2

В: Как получилось так, что вас отправили в Англию?

О: В 1964 году, во время проведения в Токио Олимпийских Игр, известный Мастер Дзюдо Кенсиро Аббе Сенсей посетил Хомбу, чтобы выразить уважение О-Сенсею. Он попросил О-Сенсея прислать в Британский Совет по Дзюдо (BJC) молодого и одухотворенного инструктора для развития Айкидо в Англии. Я должен был ехать в Нью-Йорк помогать Ямада Сенсею, но О-Сенсей решил послать меня в Англию.

В: Почему вы вначале выбрали северо-восток страны?

О: Мой спонсор, г-н Логан занимался бизнесом в Ньюкастле, поэтому я и поехал туда. Во время моей поездки что-то стряслось в BJC и они не могли работать со мной. Г-н Логан вынужден был платить мне зарплату – это было трудное время. На северо-востоке я присвоил первые Даны – г-ну Пэту Батлеру, г-ну Фреду Дженкинсу и г-ну Рону Майерсу.

В: Да Сенсей, я тренировался у всех этих людей в течение нескольких лет, Дольше всего у Рона Майерса. Во время вашей поездки из Японии в Англию у вас, по-моему, было какое-то происшествие...?

О: Да, когда мы пересекали экватор, на корабле был устроен праздник. Меня попросили провести показательное выступление. Я согласился, хотя на борту никто не был знаком с Айкидо и не мог выступать в роли партнера.

В: А может кто-то и был, но решил промолчать!

О: (Смеется) Да, может быть. В общем одного матроса попросили помочь мне и атаковать меня с ножом. В Хомбу Додзе во время тренировок с ножом, используется "честная" атака, этот же человек подбирался ко мне нагнувшись и постоянно перекладывая нож из руки в руку. Трудность была в том, что в момент атаки я бы не знал в какой руке у него оружие. Поэтому, когда он приблизился, я выполнил Гедан Бараи обеими руками и мог теперь отразить его атаку. Острие ножа прошло через Оби (пояс) и царапнуло кожу. Я применил технику и сломал его руку.

В: А какую технику вы использовали?

О: По-моему Катакатаме.

В: Блокировочные техники, такие как Гедан Бараи не часто используются в Айкидо. Обычно для отражения атаки используется плоскость руки…

О: Да, но не всегда у вас есть место для движения, поэтому иногда эффективнее применить блок.

В: Вспомните пожалуйста вашу последнюю встречу с О-Сенсеем перед вашим отъездом в Англию.

О: Мой брат и я приехали на такси в Хомбу Додзе перед тем как мне необходимо было ехать на корабль. Мы очень опоздали, из-за дорожных пробок в Токио. Это было очень плохо, т.к. ути деси всегда должен быть готов приехать и встретиться со своим учителем. Когда я приехал О-Сенсей ждал меня и сказал, что он очень рад тому, что я приехал попрощаться. Мой учитель угостил меня чаем и сказал, что я очень хорошо заботился о нем все эти годы и он желает мне удачи. Еще он сказал, чтобы я о нем не беспокоился, т.к. он доживет до 126 лет.

В: О-Сенсей шутил?

О: Нет, он был серьезен. Он дал мне Коан (одну из загадок Дзен) и только сейчас я ее понял.

В: Сенсей, в 1976 году вы вернулись в Японию. Я был последним, кому вы присвоили 1 Дан перед отъездом.

О: Да, именно поэтому я и вернулся домой! (смеется)

В: Как дела были в Хомбу, когда вы вернулись?

О: С Айкидо все было в порядке, но изменилась сама Япония и это мне не понравилось. Я получил работу в Международном секретариате в Хомбу Додзе, но она не доставляла мне радости. Одна бумажная работа и отсутствие времени для тренировок. Меня это не устраивало – я не клерк, а человек, занимающийся боевым искусством. Я покинул Токио и поселился в деревне. Я занимался сельским хозяйством и практиковал Дзадзен (медитации в положении сидя). Позже Федерация Айкидо США пригласила меня переехать в Сан Диего.

В: Можно вас спросить о ваших тренировках Иаидо?

О: Мне нравится Иаидо (искусство выхватывания меча). Я очень люблю работать с Катана. Японский меч близок мне по духу. Я практикую стиль Мусо Синден Рю, основанный Накаяма Накудо Сенсеем на рубеже 19-20 века. У О-Сенсея были очень хорошие отношения с Накудо. Раньше его ученики тренировались в Кобукан.

В: По-моему так раньше называлось Хомбу Додзе …

О: Да, вы правы. Был очень хороший обмен учениками. Старший ученик Хакудо Сенсея женился на дочери О-Сенсея. Одно время он был Всеяпонским чемпионом по Кендо.

В: Мне всегда казались очень полезными тренировки Иаидо, это почти как движения Дзен…

О: Да, в самом деле. Это очень хорошо для развития Дзаншин. Я всегда комбинирую Дзадзен с Иаи в своем додзе – 20 минут медитации, затем 10 минут вынимание меча, а затем снова Дзадзен.

В: Мне говорили, что во время Дзадзен вы в своем додзе включаете музыку, это правда?

О: Ну, не всегда. Мой Дзен мастер включал Баха или Бетховена когда мы сидели. Большое наслаждение. Вы можете очень глубоко погрузиться во время медитации, хотя это всегда зависит от того, какая музыка. Я не думаю что джаз для этого подходит. Мое додзе выходит на главную улицу Сан Диего и музыкальный фон позволяет отвлечься от звуков извне.

В: В течение последних 20 лет я имел честь тренироваться у нескольких учеников О-Сенсея – во-первых конечно у вас, а также у Секия, Тамура, Канаи. Вы все очень разные. Как вы это можете прокомментировать?

О: Я думаю, Айкидо намного шире других боевых искусств. Оно позволяет тренироваться всем вместе. Общение, происходящее на татами, лишь часть Айкидо.

В: Вам не кажется, что каждый из вас представляет одну грань Айкидо О-Сенсея?

О: Да, я думаю это именно так.

В: Некоторые говорят, что О-Сенсей был очень добрым и мягким стариком, другие наоборот настаивают на его строгости и суровости. Кто прав?

О: Для него было вполне естественно быть добрым, чутким и миролюбивым с простыми учениками и иногда очень сурово относиться к ути деси.

В: Почему вы столько внимания уделяете тренировкам с оружием?

О: В основе Айкидо лежит принципы обращения с мечем, традиционные для Японии. В Айкидо движения нашего тела это движения воина, вооруженного мечом. Оружие очень важно в тех стилях, которые проповедуют наступательные тренировки – Рандори в Дзюдо, Дзию Кумите в Карате. Оружие помогает развивать боевой дух, а также такие аспекты, как концентрация на центре, дистанция, расчет времени и др. Мы также можем проводить прямые аналогии при выполнении базовых техник, дыхании на расширение, использование бедер и др.

В: Могу я спросить об истории Айкидо – однажды О-Сенсей был приглашен преподавать в Кодокан основателем Дзюдо Др. Дзигоро Кано. Он принял это предложение?

О: В то время Кано Сенсей пытался объединить традиционные виды японских боевых искусств для их сохранения. Вот почему он пригласил О-Сенсея преподавать в Кодокан. Но О-Сенсей отказался. Он считал, что Айкидо и Дзюдо так сильно отличаются друг от друга, что занятия не следует проводить в одном месте. Вместо этого Др. Кано прислал троих своих старших учеников для обучения у О-Сенсея – Мастер Мотидзуки, Мастер Мурасиге и еще один, не помню как его звали. Они тренировались у О-Сенсея, но скоро все вернулись в Кодокан к Др. Кано.

В: Третьим был случайно не Томики Сенсей?

О: Нет, Томики Сенсей пришел позднее. Он объединил Айкидо и Дзюдо – использовал Айкидо при необходимости вести борьбу при достаточной дистанции и Дзюдо при небольшой Мааи. Я не разделяю эту идею, но Томики Сенсей был действительно очень хорошим мастером и джентльменом.

В: Я слышал, что у О-Сенсея в Японии есть двоюродный брат, практикующий боевые искусства. И он все еще жив!

О: Да, это Мастер Хоген Иноуе. Их сходство с О-Сенсеем просто поразительно. Сейчас он конечно очень стар, но одно время его Айкидо не на много уступало Айкидо О-Сенсея. Сейчас он называет свой вид Будо "Таива Синдо" (Taiwa Shindo).

В: Мастер Сотокаи Карате Мастер Сигеру Егами, учитель Иарада Сенсея, был учеником Иноуе Сенсея. Я слышал, что когда они впервые встретились, между ними что-то произошло.

О: Вам нужно спросить Харада Сенсея об этом случае. Мы с Харада Сенсеем очень хорошие друзья. Он великий Мастер Карате.

В: Где-нибудь кроме случая на корабле и Мастера Вонга вам приходилось применять свое знание Айкидо за пределами додзе?

О: Однажды в Японии грабитель напал на меня с ножом. Он метил в живот, поэтому я блокировал его с помощью Гедан Бараи и сломал его руку с помощью Ката Катамае. В другой раз, мы с Норо Сенсеем пошли в ночной клуб в Париже. Я сидел в одной комнате, а Норо Сенсей в соседней комнате играл в карты. Вдруг я услышал ужасный шум из соседней комнаты и пошел посмотреть что там происходит. Там была драка. Пожилой господин лежал на полу, а молодой человек избивал его ногами. На полу было много крови и все это было очень ужасно. Я думаю, он бы его убил, поэтому Норо Сенсей сказал мне: "Тиба, разберись с этим!". Сам он не хотел ввязываться (смеется). Я остановил этого парня и спросил его о чем тот вообще думает. Он говорил по-французски, поэтому мы друг друга не понимали. Я потянул его наружу и тут что-то произошло. Мое тело среагировало и я бросил его с помощью Осото Гери (техника Дзюдо). Он сильно ударился о землю и я услышал звон металла. Тогда я осознал, что он вытаскивал нож. В тот момент я реагировал бессознательно. Этот парень оказался грабителем с Пигаля и никто не мог его остановить. Он был здесь всем хорошо известен…но не мне! В принципе, не важно кем он был.

В: Что-нибудь еще?

О: Когда я вернулся из Англии в 1978 году, один человек бросил нам вызов. Но Хомбу Додзе отказало, не смотря на то, что он очень настаивал.

В: Он был приверженцем Карате?

О: Никто не знает, чем он занимался. Как я уже сказал, он был очень настойчив и один раз в несколько недель возвращался, для того чтобы повторить вызов. Каждый раз я должен был объяснять ему, что мы не принимаем вызовы. Мне кажется у него было не все в порядке в головой. В конце концов он мне надоел и я лично принял его вызов. Мы договорились о встрече. Я настоял на том, чтобы мы обменялись бумагами, удостоверяющими, что мы идем на это добровольно и претензий к сопернику в случае травм не будем иметь. Я сказал ему, что являюсь учителем боевых искусств и готов умереть. Мы встретились и я начал атаковать первым. Я приблизился к нему и ударил. Он отлетел к стене, но когда я стал подходить к нему, он прыгнул на меня, как тигр, но я остановил его с помощью Никке. Ему уже было достаточно. Он лежал на полу в крови и кричал. Это был его последний вызов нам. По-моему он не ожидал, что практикующий Айкидо начнет атаку первым.

В: Подводя итоги нашего разговора, я хочу спросить вас о двух разных вещах – Атеми и соревнованиях в Айкидо.

О: Я считаю, что Атеми (удары в слабые анатомические точки) очень важны в технике Айкидо. Этому обычно не учат на тренировках, но лично я этому учу. В Айкидо нет соревнований т.к. это не позволило бы заниматься Айкидо такому большому количеству людей. Цель Айкидо – дать возможность как можно большему числу людей – мужчинам и женщинам, молодым и старым, сильным и слабым – развивать свой внутренний потенциал в ходе совместных тренировок.

В: Какое качество вы считаете наиболее важным для практикующего Айкидо?

О: Искренность.

В: Тиба Сенсей позвольте поблагодарить вас от лица всех читателей "Fighting Arts" за то, что нашли время для беседы со мной.

© Перевод Сергея Ушаковского

ЧАСТЬ 1

 


© 2002-2006 Sergey Ushakovsky

Сайт управляется системой uCoz