|
|
Вашему вниманию предлагаются главы из книги Тамура Сенсея. Написанная на японском языке, эта книга была впоследствии переведена и издана на французском, а затем и на английском языках. Источником данного материала является электронный журнал www.aikidoonline.com. Перевод на русский язык С. Ушаковского. ВВЕДЕНИЕ
Японское слово shido можно перевести как направлять, указывать, вести и учить. SHI: палец. Этот иероглиф состоит из составных частей обозначающих руку, ложку и рот. Это пальцы руки, доставляющие вкусную еду ко рту. DO: этот иероглиф произносится точно также как в словах Айкидо, Дзюдо и др., но пишется с дополнительной чертой в форме руки, как будто кто-то берет другого за руку и ведет его. Этот иероглиф выражает идею "указывания направления". Раньше Айкидо называлось Айкидзюцу; Дзюдо называлось Дзюдзюцу или Явара; Кендо - Кендзюцу или Геккендзюцу; Будо - Будзюцу. Иероглиф jutsu состоит из слов идти и просо. Он означает путь человека, который скитается по полям в поисках своей дороги. В приложении к воинским искусствам он означает что человек должен постоянно тренироваться, однако это понятие применимо и ко всем другим видам человеческой деятельности. Исходя из этого, иероглиф jutsu выражает идею метода и искусства очень тесно связанного с обучением. В Айкидзюцу главными были самостоятельные тренировки и получение удовлетворения от самосовершенствования. Сегодня мы говорим об Айкидо. DO обозначает направление и путь, указанное главным. Этот путь ясен и все и каждый может вступить на него. Поэтому для нас всех - тех кто практикует и преподает Айкидо - очень важно желание взять других за руку и направлять их. Только таким образом можно достичь идеала, когда DO-путь и DO-обучение соединятся и будут дополнять друг друга. Для того чтобы достичь этого необходимо четко представлять себе куда вести своих студентов, какие методы использовать и на что обращать особое внимание. Вот почему я взялся за написание этой книги. ГЛАВА 1 УЧИТЕЛЬ Несомненно, что главное в преподавании Айкидо это быть хорошим учителем. Учитель должен владеть хорошей техникой, а также стремиться к духовному и нравственному прогрессу. Учитель должен "видеть сердцем" и стать примером для своих студентов. Вот некоторые вопросы для размышления: Желание Изъяны в технике и духовном развитии своих учеников вы должны исправлять как будто это ваши дети или это ваши собственные изъяны. Помогайте им двигаться в правильном направлении и посвятите свою душу и тело этому занятию. Помните, что ничего нельзя достичь без желания. Единение со студентами Очень важно знать желания и потребности своих студентов, а также то, что им необходимо дать. Вы должны объединить свой дух с духом своих учеников, чтобы улучшать друг друга во время приятных и интенсивных тренировок. Это достижимо только при условии искренней любви к тому что вы делаете. Деликатность Учить значит учиться, но чтобы учить кого-то учитель должен быть искренним. Необходимо преподавать с такой степенью деликатностью, чтобы каждый студент был счастлив и благодарен вам за полученное знание. Идеал и самоуверенность Учить значит быть идеалом в техническом и духовном плане, а также прививать своим студентам желание достичь этого идеала. Благодарность Радуйтесь техническому прогрессу, физическому и духовному развитию своих учеников! Радуйтесь тому, что ежедневные тренировки не сопровождаются большим количеством травм и ссор. Будьте благодарны тому что ваша роль учителя позволяет вам думать, учиться и прогрессировать технически и духовно. Благодарите учеников за то что дали вам возможность прогрессировать. Развитие позитивного отношения Предпочтительно делать процесс обучения как можно более разнообразным. Однако при этом старайтесь избегать учить сразу всему или только чему-нибудь. Ваши ученики не должны лениться или скучать. Вы должны постоянно давать им новую пищу. Новичку очень важно подавить в себе страх перед болью и травмами, которые он может получить во время тренировок. Победить в себе этот страх можно только в случае постоянного поддержания учителем интереса к тренировкам. Хорошие отношения между учителями и совместный поиск Учителя должны собираться вместе, чтобы поделиться своим опытом и результатами своего поиска. При этом в оценке работы других не должно быть предвзятости или принятия какой-либо одной стороны. Невообразимо, чтобы те, кто учит миру и гармонии, враждовали между собой. Проблемы технического исполнения и применяемого усилия не должны вас интересовать. Важным является не усилие прилагаемое для исполнении того или иного технического приема, а следование общим принципам. Техника, которую может выполнить только физически сильный человек не интересна для большинства. Не нужно также забывать, что каждая техника имеет множество вариантов исполнения. Выбор того или иного варианта будет зависеть прежде всего от вашего оппонента. Правильность понимания и передачи принципов Айкидо Нельзя сказать что хороший учитель должен быть только физически сильным и лучшим технически. Преподавание должно основываться на правильном и ясном понимании принципов, которым обучаются ученики. © Перевод Сергея Ушаковского |
© 2002-2006 Sergey Ushakovsky