|
|
Для того чтобы достичь поставленных ранее целей мы разовьем понятие "метод обучения" и разделим его на два направления: духовный аспект и технический аспект, хотя Айкидо это путь единения тела и разума. Интенсивная практика в технике способствует духовному развитию, а духовный прогресс, в свою очередь, благоприятствует техническому прогрессу. Для ясности объяснения технический и духовный аспекты разделены. Это разделение не подразумевает подчинения одного другому, а также дуалистичного разделения, поэтому подобные умозаключения излишни.
Позиция учителя Очевидно, что существует прямая зависимость между учителем и предметом. Суть этой зависимости лучше всего передают отношения родителей к своим детям. К сожалению, в современном мире подобные отношения почти невозможны. Исходя из этого, мы будем говорить о сложившейся на сегодняшний день ситуации, характерной для всех додзе. Давайте при этом не забывать, что залогом правильной передачи традиций следующим поколениям являются прямые отношения. Давайте не будем прерывать эту связь и сделаем все возможное для ее сохранения. По причине больших классов каждый учитель (или в лучшем случае несколько учителей) должен иметь дело с большим количеством учеников. И так как вы преподаете лишь один раз этим ученикам и время занятия ограничено, то вы естественно не сможете уделить каждому ученику столько времени, сколько необходимо. Поэтому необходимо обратить внимание на следующие вещи: Демонстрация Объяснение Имитация Повторение Анализ Коррекция Наблюдение Гигиена Демонстрация Демонстрация должна быть как можно более аккуратной и ясной. Она должна выделить для учеников базовые направления при выполнении техники и заставить их захотеть практиковать эту технику. Объяснение Объяснение должно содержать методику выполнения техники и ее значение. Необходимо особо выделять те моменты или аспекты в выполнении техники, которые требуют особого внимания. Имитация Любое обучение предполагает наличие этапа имитации. На этом этапе вам необходимо заставить студентов повторить выполняемую инструктором технику как можно более правильно. При этом в ходе имитации не должно быть обсуждения выполняемой техники. Повторение Повторение позволяет усвоить объяснение и развить скорость, мощь и точность выполнения техники. Анализ В случае трудной техники предпочтительно разделить ее на простые движения и рассматривать выполнение данной техники именно как последовательность простых действий. Коррекция Не достаточно просто исправлять выполняемую студентами технику. Мы должны постараться понять причины непонимания и ошибок и устранять именно причины, а не конечный результат. В зависимости от выполняемой техники необходимо особо обращать внимание студентов на использование дыхания, перемещения, движение рук, положение бедер и использования ki. Наблюдение Важным аспектом обучения является умение наблюдать за тем, как выполняют ту или иную технику инструкторы, старшие ученики и новички. Учителю очень важно научить студентов наблюдать. Необходимо подвести их к пониманию важности сравнения своей техники с техникой других, как единственному способу улучшения своей техники. Если в результате травмы или утомленности вы вынуждены отдохнуть, то именно наблюдение позволяет вам с пользой провести это время. При этом помните, что усилия, затрачиваемые вами для постоянной концентрации внимания и внутреннего анализа, делают наблюдение не менее полезным, чем практическое выполнение техники. Гигиена Интенсивные тренировки требуют хорошего отдыха. Необходимо правильно питаться и не нарушать режим сна. Злоупотребление алкогольными напитками недопустимо. Пищу лучше всего принимать не менее чем за час до тренировки и как минимум через полчаса после ее окончания. Когда ваше тело разогрето во время тренировки, старайтесь не пить холодного. Вы должны уважать ваших партнеров, поэтому во время тренировок на вас всегда должно быть чистое keikogi, ноги и руки вымыты, а ногти коротко пострижены. На занимающихся не должно быть украшений, часов и др. Додзе должно быть чистым и проветренным.
Совместное продвижение Некоторые учителя отказываются работать с новичками или студентами, которых они считают "плохими". Даже если они при этом будут активно развиваться в техническом плане, то все равно останутся всего лишь рабами своей техники. Давайте не будем забывать о том, что Айкидо это не только способ объединения тела и разума человека, но вообще способ объединения. Если духовный прогресс остановлен, то останавливается все. Дух, который отвергает других, дух, который не знает, как понять других, дух, для которого важен только собственный прогресс, дух, в котором все подчинено эго, не может достичь состояния объединения со вселенной. Тренировка возможна благодаря существованию uke. Прогресс возможен благодаря тренировкам. Если есть uke, то в ходе тренировки у вас есть возможность развить и взаимообогатить друг друга. Благодарное сердце От учителя, обучающего начинающих, требуется большое терпение и любовь. Для понимания причин, которые мешают новичкам выполнять те или иные действия требуется постоянный поиск и исследования со стороны учителя. Нельзя полагаться на силу. В мире Будзюцу, в котором основной упор делается на эффективность и мощность техники, более важной является сила, позволяющая выйти за пределы простого применения техники. Тренировки в Айкидо не должны восприниматься лишь как способ увеличения своей силы, которая позволит причинить вред противнику или просто избежать поражения. Сила в Айкидо - это последовательное применение законов Вселенной. Какой бы физической силой вы не обладали, вы не можете победить, если не используете эти законы. Исходя из этого, можно говорить о том, что Айкидо - это метод изучения действия законов Вселенной. Однако, в процессе этого обучения вы не должны стремиться познать сразу все. Победа над собой Нужно победить в себе гнев, лень, страх и т.д. Самая большая опасность - чрезмерная гордость! Не забудьте, что, ваш прогресс прекращается, как только появляется мысль о том, что у вас хорошая техника. Помните, что мир находится в постоянном движении и остановиться - значит навсегда остаться позади. © Перевод Сергея Ушаковского |
© 2002 Sergey Ushakovsky